Спасение культурного и архитектурного наследия

Дата публикации или обновления 03.02.2021

Золотой фонд национальной культуры нашей страны, тысячи памятников зодчества, связанные с ними бесценные сокровища монументальной живописи, скульптуры, произведения прикладного искусства, драгоценное убранство интерьеров, эту великую тысячелетнюю культуру наших народов гитлеровский фашизм пытался приговорить к уничтожению. Геббельсовская пропаганда вооружала фашистских варваров «теорией неполноценности» славянских народов. Гитлеровские генералы вдохновляли свои полчища приказами, в которых говорилось, что «исторические и художественные ценности на Востоке не имеют никакого значения» (приказ генерала фон Рейхенау от 10 октября 1941 г.).

Ценою огромных жертв советского народа и его героической армии военная машина гитлеровской Германии была уничтожена. По мере освобождения оккупированных территорий вскрывались огромные разрушения, колоссальный ущерб, нанесенный памятникам нашей национальной культуры.

В городах Подмосковья, в Ленинграде и его пригородах и особенно в древних русских городах — Киеве, Чернигове, Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, Калинине (Твери) — не осталось почти ни одного не пострадавшего памятника зодчества. Многие уникальные памятники были разрушены до основания.

В то время написать картину с натуры, с разрушенных памятников зодчества, было невозможно. Единственным вариантом оставалось написание картины по фотографии на заказ, дабы варварски уничтоженные памятники не только не предавались забвению, но и наоборот, на десятилетия запечатлевались бессмертными образами на холстах.

Под Москвой, в городе Истре был разрушен знаменитый Ново-Иерусалимский монастырь, взорван его великолепный шатровый храм, центр ансамбля, с интерьерами Растрелли, погибла уникальная часовня внутри — шедевр золоченой резьбы по дереву, уничтожена надвратная церковь, повреждены башни и стены.

Сильно пострадал ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря, классический образец древнерусских ансамблей XVII в. Взорвана его изящная колокольня — центр и главная вертикаль, объединявшая весь ансамбль, разграблен собор-музей.

В Калинине был сожжен «Путевой дворец», выдающееся произведение Казакова.

В Киеве взорвана Великая Лаврская церковь XI в., пострадали другие древние памятники города.

В другом центре Киевской Руси — Чернигове — был сильно поврежден Спасо-Преображенский собор XI в., полуразрушена Пятницкая церковь XII—XIII вв., разграблены и повреждены почти все памятники XII—XVII вв., в их числе «Дом Мазепы».

В Смоленске пострадали стены и башни знаменитого Кремля, «ожерелья всея Руси» — творение русского зодчего Федора Коня, были полуразрушены и повреждены почти все памятники XII — XVII вв., в их числе древнейшие церкви — Петропавловская и Свирская (XII в.).

В древнем Новгороде — заповеднике русского искусства — из его многочисленных (около 80) памятников ни одного не сохранилось в целости. Огромные повреждения нанесены знаменитому ансамблю Новгородского кремля, особенно древнейшему Софийскому собору (XI в.). Были пробиты купола собора. Абсиды, стены и своды его изрешечены снарядами, погибла часть древнейших фресок центрального купола, в том числе и фреска «Пантократор». Полуразрушены и выжжены Евфимиева часозвоня, Софийская звонница, повреждены корпуса «Владычного двора», сильно пострадали стены и башни кремля, особенно знаменитая башня «Кокуй».

Не меньшие разрушения были нанесены ансамблю «Ярославова дворища» на другом берегу Волхова, пострадали все его храмы, памятники XII—XVII вв , уничтожен «Путевой дворец».

Тяжелой утратой для русского и мирового искусства явилась гибель уничтоженных до основания уникальных архитектурных памятников с фресковой живописью: церквей Нередицы (XII в.), «Николы на Липне» (XIII в.), Спаса на Ковалеве (XIV в.), Успения на Волотовом поле (XIV в.), собора Сковородского монастыря (XIV в.). Были повреждены церковь Спаса Преображения (XIV в) с знаменитыми фресками Феофана Грека и церковь Федора Стратилата (XIV в.) с фресками того же времени.

Тяжело пострадали памятники древнего Пскова. Огромные разрушения нанесены ансамблю Псковского кремля (XI — XVII вв.), его стенам и башням и особенно его центру — Троицкому собору (XVII в.). Были повреждены здания и древний Преображенский собор Мирожского монастыря (XII в.) с уникальными фресками, полуразрушен один из выдающихся гражданских памятников Пскова «Поганкины палаты». В этом древнем русском городе также не осталось ни одного памятника, не пострадавшего от фашистского варварства.

Огромные утраты понесла архитектура Ленинграда и его пригородов. Несмотря на самоотверженную работу зодчих и художников-реставраторов по спасению и защите памятников города, многие из них получили в дни блокады сильные повреждения от артиллерийских обстрелов и бомбежек. Был разрушен и выгорел дворец Елагинского ансамбля. Сильно повреждены здания Михайловского дворца (ныне Русского музея), дворца Юсуповых на набережной Мойки и другие памятники.

Особенно тяжелые разрушения были нанесены дворцово-парковым ансамблям в Пушкине (б. Царское село), Петродворце, Павловске. Ораниенбауме, Гатчине, Стрельне — всемирно известным произведениям зодчих, художников, скульпторов эпохи расцвета русского барокко и классицизма XVIII—XIX вв. С варварской жестокостью и каким-то изощренным вандализмом были уничтожены, разграблены и выжжены эти бесценные сокровища русского искусства.

Прославленный ансамбль Петергофа был разрушен, его дворцы выжжены и разграблены, уничтожены его каскады фонтанов, повреждены парк, павильоны и изящные бассейны со скульптурой.

Сильно пострадал Павловский дворец, уничтожена его знаменитая галерея с росписями Гонзаго, разрушен розовый павильон, повреждены другие парковые здания, пострадал и парк, один из красивейших пейзажных парков мира.

Величественный Екатерининский дворец в Пушкине был полуразрушен и разграблен, повреждена замечательная анфилада его зал, отделанных лучшими художниками и мастерами, наполненными картинами, скульптурой, хрусталем и уникальной мебелью.

Сильно пострадала знаменитая Камеронова галерея в Пушкино, разграблен ее центральный зал, избиты осколками снарядов колоннады и скульптура.

Почти в такое же состояние были приведены фашистами дворцы и ансамбли зданий и парков в Гатчине, Стрельне, Ораниенбауме.

Можно бесконечно перечислять факты варварства фашистских орд, их зверского разрушения сокровищ русской культуры. Все эти факты записаны в анналах истории Великой Отечественной войны и всегда будут напоминать о чудовищных злодеяниях врагов цивилизации, предостерегая от опасности оживления диких инстинктов фашизма.

Но важнейшей задачей статьи является показать патриотизм советских людей, зодчих, художников и мастеров, сумевших в тяжелых условиях войны организовать спасение пострадавших памятников и развернуть планомерную работу по их восстановлению, реставрации и охране.

После разгрома гитлеровских армий под Сталинградом происходит решительный перелом в ходе Великой Отечественной войны, Советская Армия переходит в наступление, освобождая оккупированные территории.

По призыву партии и правительства советский народ начинает подготовку к ликвидации ущерба, нанесенного народному хозяйству, к восстановлению разрушенных городов, сел и промышленных комплексов, к спасению пострадавших ценностей культуры,

В системе Государственного комитета по делам архитектуры при СНК СССР, образованного в сентябре 1943 г., создается Главное управление по охране и реставрации памятников (ГУОП). В обязанности главка вменялось не только административное руководство и планирование проектно-реставрационных работ по памятникам, подготовка кадров для этого и оперативно-производственная организация реставрационно-восстановительных работ, но и безотлагательная организация мер по спасению тяжело пострадавших памятников в исторических городах страны по мере их освобождения от оккупации.

М. Рзянин, кандидат искусствоведения

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 6 за 1975 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос