Решение жилищной проблемы в Индии

Дата публикации или обновления 21.11.2019

15 августа 1947 г. с карты мира исчезло крупнейшее в истории колониальное государство. Индия, бывшая в течение полутора веков колонией британской империи, была провозглашена ее доминионом. Это было первым крупным завоеванием индийского народа в его многолетней освободительной борьбе. Так 40 с лишним лет назад страна сделала шаг на пути к обретению истинной независимости.

Архитектурным наследием молодого государства был так называемый колониальный стиль, сложившийся под влиянием классической архитектуры Великобритании. Колониальная архитектура выражала прежде всего сущность господства одной нации над другой, имперскую политику метрополии. Гипертрофированные масштабы зданий этого периода объяснялись постоянным стремлением к материальному воплощению незыблемости власти и нарочитому утверждению европейских архитектурных образцов. В старых индийских городах колониальный стиль бесцеремонно вторгался в историческую застройку, активно узурпируя мелкомасштабную сеть улиц и кварталов. Классические колониальные здания в таких крупных городах, как Дели, Калькутта и Бомбей, и сейчас еще представляют собой убедительный образец респектабельности и монументальности с точки зрения европейца. Однако влияние классической традиции постепенно ослабевало, и в конце 1940-х годов она в чистом виде прекратила свое существование в архитектуре Индии.

Оформив электронную визу в Индию, можно и сегодня воочию ощутить размах и величие построенных колониаторами зданий, хотя такое впечатление вполне может быть размыто более современными постройками.

Вступление страны на путь независимости стало началом прогресса в социальной, экономической и культурной жизни, послужило толчком к всеобщему строительному подъему. В строительстве, главным образом жилищной, начали постепенно возрождаться национальные архитектурные традиции, сохраненные несмотря на долгий колониальный гнет. Многие молодые архитекторы пошли на подчеркнутый разрыв с европейскими строительными образцами, которые искусственно насаждались британскими архитекторами и противоречили климатическим требованиям и социальным запросам населения.

Коренной перелом в жилищном строительстве был отмечен главным образом повышением внимания к нуждам людей с низкими и средними доходами. В столице страны, испытавшей в 1940 х годах мощный приток переселенцев из западной части Пенджаба, строятся поселки Сундернагар, Гольф-Линкс и Джор-Багх, представляющие собой группы жилых домов, связанные транспортными улицами. Каждая группа — сблокированные дома вокруг общего сада.

В гораздо большей степени начало новых концепций в жилищном строительстве проявилось в 2-этажном жилом доме компании ИМКА в новой части Дели (архитектор Аджой Чоудхари, 1963 г.). В этом здании сделана первая попытка решить климатические проблемы путем сквозного проветривания квартир, устройства затененных дворов, создания системы чередующихся балконов, защищающих от света все крупные оконные и дверные проемы.

Все перечисленное было необходимым средством удовлетворения требований, предъявляемых климатом Индии, который характеризуется сочетанием противоположностей и крайностей: долгое жаркое и сухое лето, короткий период сильных ливней, сухая прохладная зима, значительная разница между дневной и ночной температурами круглый год. В районах пустынь все эти контрасты проявляются еще сильнее.

В объемно-пространственной композиции дома ИМКА не только учтены климатические требования, но и получили выражение художественные, традиции народного строительства. Здесь сознательно создана среда, призванная напоминать жителям узкую улицу старого индийского города с ее каскадом террас, драматическими контрастами света и тени. В более широком смысле эта постройка знаменовала собой отказ от типа жилого дома-пластины, который в те годы широко популяризировался приверженцами международного стиля. Чрезвычайно пластичные зигзагообразные фасады дома обеспечивали одновременно изоляцию и общность жильцов, символизировали их уединение и коллективизм.

В последнее время в Индии часто употребляется термин «сварадж»..Смысл этого труднопереводимого слова — быть самим собой, сохранить свое лицо. В немалой степени это применимо и к сохранению древних строительных традиций, самым емким носителем которых считается здесь, как и повсюду, народное жилище.

Основной тип индийского жилища, сохранившийся в течение долгого исторического пути, и в городских условиях носит черты традиционной сельской архитектуры. Обычно это дом в 1—2 этажа с толстыми каменными или кирпичными стенами и черепичными крышами, с небольшими оконными проемами, с несколькими верандами. Неотъемлемой частью народного дома был и остается замкнутый внутренний двор, в котором проходит большая часть жизни его обитателей,— здесь работают, отдыхают, готовят и принимают пищу, спят на циновках и матрасах, причем женская часть семьи спит в одном дворе, мужская — в другом. Вход в дом устраивается в глубокой нише «тиннаи», которая защищает от солнца и дождей. В зависимости от состава семей дома имеют некоторые различия, но идея создания в жилище оптимального микроклимата в условиях тропиков сохраняется всегда. Созданию такого микроклимата способствуют даже элементы декора — решетчатые ограждения террас «джали», навесы, козырьки. В сочетании с конструктивными элементами веранд, аркад и лоджий они составляют неповторимый колорит дома.

Вообще говоря, планировке общественных пространств индийские архитекторы вновь стали уделять больше внимания, чем архитектуре отдельных зданий. Для индийского городского контекста именно открытое пространство, а не объемное решение постройки является генератором планировочной структуры. Дворам и улицам возвращается их традиционная роль, которую они некогда играли в древних поселениях, где были средоточием общественной жизни, местом общения и соседских контактов, местом общественного воспитания граждан. В новых поселках незастроенные пространства подверглись четкой классификации по их назначению на общественные и личные. Особый смысл приобретает узкая пешеходная улица «гали», разделенная арками «дарваза» на небольшие отрезки, легко доступные для человеческого восприятия. Часто улица служит границей и точкой соприкосновения различных сословных групп населения, поскольку жилые кварталы в Индии до сих пор заселяются по кастовому, религиозному и имущественному признакам. Так, внутренняя улица в доме ИМКА отделяла друг от друга квартиры для чиновников разных послужных ступеней. Пешеходная улица, как правило, перекрыта частично верхними этажами домов, что создает своеобразный масштабный ритм визуальных перспектив.

Масштаб и планировочная композиция микрорайона Сакет оказала решающее влияние на последующее жилищное строительство в столице. В 1970-х годах Управление строительства Нью-Дели начало широко развивать кооперативное строительство поселков, пайщики для которых подбирались по происхождению или но размеру доходов, поскольку социальные «перегородки» были по-прежнему крепки. Одним из первых районов, построенных по такому принципу, стал поселок Ямуна для правительственных служащих, выходцев с юга страны, составивших тесную социально-культурную группировку (архитекторы Ранджит Сабикхи и Аджой Чоудхари, 1981 г.).

В поселке Ямуна получили развитие идеи, впервые выраженные в доме ИМКА, где удовлетворению климатических требований сопутствовал переход к сложной пластической разработке фасада. В Ямуне дома ИМКА пыли как бы плотно сшиты в развитую и хорошо «оркестрованную» квартальную застройку. Отличие Ямуны от кварталов, построенных ранее, заключается в способе наружной отделки зданий. Необработанный кирпич начиная с 1960-х годов вновь популярный материал, защищен здесь штукатуркой с каменной крошкой. Известно, что из-за сравнительно низкого качества материалов и несовершенства строительной технологии большую часть кирпичных стен приходилось впоследствии штукатурить, отчасти лишая здания их архитектурной выразительности. Поэтому многие современные архитекторы приходят в этому виду облицовки, чтобы предотвратить быстрое разрушение кирпича в неблагоприятных климатических условиях Индии.

Архитектором, эффективнее других использующим терразитовую штукатурку, стал Радж Ревал. Наиболее известная из его работ, олимпийская деревня Азиад в Нью-Дели, предназначенная для участников IX Азиатских игр, была заселена постоянными жителями в 1982 г. Это комплекс на 700 жилищ, из которых 200 — односемейные дома, 500 — квартиры в секционных зданиях. Планировочная схема деревни основана на последовательном ряде пространств, связанных узкими пешеходными улицами, которые разделены арками на легко воспринимаемые глазом отрезки

С. Суетин

С использованием материалов журнала «Архитектура СССР», № 3-4 1988 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос