Промышленное строительство

Дата публикации или обновления 23.05.2019

Промышленное строительство в Ленинграде

В Ленинграде, крупнейшем индустриальном центре нашей страны, идет интенсивный процесс дальнейшего развития промышленного производства, совершенствования его структуры и специализации.

Учитывая характер сложившихся взаимосвязей промышленных и селитебных образований, наличие высококвалифицированных рабочих, технических и научных кадров, социально-экономическим планом развития Ленинграда в области наряду с развитием и модернизацией таких, ставших для Ленинграда уже традиционными, отраслей промышленности, как судостроение, тяжелое машиностроение и электромашиностроение, легкая промышленность, предусматривается становление приборостроения, электронной промышленное атомного энергомашиностроения, а также производств и предприятий, обслуживающих город и его хозяйство.

Характер современного и будущего развития ленинградской индустрии в значительной степени предопределило образование мощных производственных и научно-производственных объединений, охватывающих практически все отрасли ленинградской промышленности. Наиболее крупные и известные из них: «Электросила», оптико-механическое (ЛОМО), «Светлана», «Ижорский завод», «Знамя труда», «Металлический завод», «Спутники и многие другие. Их возникновение знаменует переход к новой высшей стадии развития производительных сил, когда производство концентрируется, объединяется с наукой, когда наука активно выходит на сцену как мощная производительная сила.

Размещение, проектирование и строительство промышленных предприятий в системе структуры единого промышленного района в условиях относительного единства климатических характеристик, единства строительных методов и возможностей можно рассматривать как другую характернейшую черту развития архитектуры промышленных предприятий Ленинграда.

Характерной особенностью и основным направлением развития архитектуры ленинградских промышленных предприятий в настоящее время стали реконструкция, расширение и модернизация производственных предприятий. Этот процесс зримо начинает проявляться прежде всего в упорядочении существующих уже долгие годы сложившихся промышленных территорий Большинство нежилых зон с реконструируемыми предприятиями образовало своеобразное кольцо, «промышленный пояс», отделяющий исторический центр города от районов массового жилищного строительстве.

Такими являются, например, нежилые зоны района будущего Ладожского вокзала? Большой и Малой Охты, схема развития и реконструкции которых недавно выполнена в Ленниипроекте и ПИ-1 Госстроя СССР. Проект детальной планировки этой группы нежилых районов предусматривает архитектурно-планировочную организацию нескольких сот га территории старейшего промышленного районе Ленинграда. Этот проект весьма показателем с точки зрения методики проведения проектных работ по реконструкции нежилые зон, а также значительностью достигнутых социально-экономических и архитектурно-планировочных результатов в результате кропотливой работы по кооперации, блокировке и размещению предприятий, с учетом перспективы их развития, стало возможным вывести из промзоны 40 арендных предприятий и производств; сократить количество предприятий с 90 до 69; территории, ими занимаемые, с 239 до 228 га; повысить стоимость основных производственных фондов предприятий в два раза при увеличении числа занятых на производстве рабочих лишь на 9 тыс. человек.

Проект предусматривает оздоровление окружающей среды, увеличение площади зеленых насаждении, выявление четких архитектурно-планировочных осей и направлений, упорядочение транспортных потоков (архитекторы А. Гордеева, В. Назаров и др.).

Процесс реконструкции охватил буквально все крупнейшие давно сформировавшиеся научно-производственные объединения города. Достаточно привести в качестве примера такие гиганты отечественной индустрии как «Кировский завод», «Электросила», «Светлана», «Красный выборжец», «Металлический завод» и др. Эти предприятия приобретают новый архитектурно-художественный облик, соответствующий нашему времени и характеру развития производства. Фасады Кировского завода, выходящие на просп. Стачек, ужи в значительной степени сформированы: построен блок вспомогательных цехов с тонко прорисованным фасадом административно-бытовой пристройки и прокатный цех (авторский коллектив блока вспомогательных цехов — архитекторы Т. Беленькая, М. Садовский, Е. Корлас и др. Авторы прокатного цеха — Г. Тиме, М. Титова, при участии архитектора В. Чемесове). Завершит композицию и объединит эти разнохарактерные части высотный пластичный объем заводоуправления с конструкторскими бюро и проходной.

Большая работа проведена архитекторами Проектного института № 1 Госстроя СССР (архитекторы Т. Беленькая, М. Садовский и др.) по реконструкции и расширению объединения «Электросила». Авторам предстояло упорядочить долгое время развивавшееся хаотично предприятие, найти ту, единственно возможную производственную среду, необходимую данному организму в данных конкретных градостроительных условиях; решить большую градостроительную задачу выхода этих предприятий на городские магистрали. Здание лаборатории головных образцов и корпусы испытательного стенда мощных турбогенераторов крупноблочной аппаратуры — просты, монументальны. Их современная пластика, придающая им столь выразительный облик, соответствует примененному материалу стен: кирпичу. Фасады хорошо прорисованы и масштабны окружающей застройке.

Задачи, близкие по смыслу и значению, решались при реконструкции «Красного выборжца» и «Светланы» (архитектор В. Волков и др.).

Интенсивно идет также реконструкция старейшего предприятия нашей страны — Ижорского завода, превратившегося в настоящее время в гигант отечественного атомного энергомашиностроения.

Возводятся новые крупные производственные цехи, на новую степень поднимается культурно-бытовое обслуживание трудящихся предприятия. Интересно решен начатый строительством кузнечно-прессовый цех. О его масштабах говорит строительный объем здания — около 1.5 млн. м3. В создании запоминающегося облика здания использованы особенности технологии и температурного режима, декоративные и пластические свойства строительных материалов. Композиционно стеновые плоскости разбиты ритмом спаренных объемных пилонов из стального профилированного настила с вставками из стекла, создающими выразительные световые вертикали в интерьере здания (архитекторы Р. Прокоп, И. Кара-Мурза, В. Фиталев, инженеры В. Дынкии, Л. Селедевская). Своеобразно решены также и другие цехи, например толстолистовой стан «5000», административно-бытовые здания и др.

Наряду с реконструкцией и модернизацией основных фондов на старых площадках объединения строят новые крупные производственные подразделения на новых участках как в городской черте, так и в пригородах. Можно сапоги рабочие купить в Спб и пройтись по районам грандиозной застройки, поражаясь размаху нового строительства. Эти подразделения, а также новые промышленные предприятия группируются в промышленных зонах или промышленных узлах, размещаемых по периферии или между крупными селитебными образованиями.

Таких зон в Ленинграде несколько десятков. Их местоположения в структуре города и размеры территорий определены генеральным планом Ленинграда. Среди разработанных в последние годы и осуществляемых строительством промышленных зон можно назвать такие интересные и своеобразные планировочные композиции, как «Парнас», «Обухово», «Красное село», «Рыбацкое», «Северо-западная». На территории этих нежилых зон проведена большая работа по кооперации предприятий и блокировке зданий, сокращению длины транспортных и инженерных коммуникаций, централизации инженерного обеспечения. Размещение промышленных предприятий в пределах специальных нежилых зон и территорий — еще одна характерная черта процесса развития ленинградской промышленной архитектуры.

В качестве примера совершенно нового предприятия, входящего в Объединение «Металлический завод», можно назвать завод турбинных лопаток (архитекторы Н. Васильев, А. Орешенков, И. Ступельман и др.), расположенный в одной из нежилых зон Невского района. Своим основным фасадом это предприятие выходит на оживленную городскую магистраль — ул. Седова. На заводе несколько крупных блокированных зданий универсального типа. Выразителен силуэт главного корпуса в сочетании с заводоуправлением.

Другое новое предприятие — Ленинградский завод алюминиевых конструкций (архитекторы О. Натансон, В. Терехов, Л. Лапшина, инженеры М. Липницкий, Б. Горенштейн) — строится в пригороде Ленинграда — Рыбацком. Завод, являющийся элементом возникшей здесь нежилой зоны, занимает около 40 га территорий и расположен на достаточно ответственном в градостроительном отношении участке. В проекте проделана большая работа по блокировке ряда объектов в крупные здания. На плане завода четко выделены основные планировочно-технологические зоны, что создает и в объемном отношении ощущение целостности. Это ощущение подкрепляется единством конструктивных решений, единством модуля и масштаба, примененных строительных и отделочных материалов. Интересна система покрытия главного корпуса. На нижний пояс металлических пространственных трехгранных фонарей-ферм опираются легкие сборные кровельные панели из профилированного настила. Такое решение позволило значительно сократить строительный объем и капитальные вложения, существенно снизить расход металла, дало наглядный пример создания легкой конструкции с высокими эстетическими качествами. Гальваническое отделение главного корпуса покрыто сборно-монолитными длинными цилиндрическими оболочками. Предзаводской комплекс завода представляет собой довольно сложную композицию, построенную на контрасте 13-этажного высотного объема заводоуправления и двухэтажных частей, объединяющих различные вспомогательные помещения.

В нежилой зоне «Парнас» в 1978 г. введен в строй действующих производственный комплекс, включающий в себя объекты ДСК-7 и ССК. В комплексе осуществлена производственная и хозяйственная кооперация, создан единый узел сырьевого обеспечения, объединены ремонтные и хозяйственно-бытовые службы. В связи с тем, что проектирование комплекса происходило одновременно, а строительство осуществлялось одной организацией, достигнуто стилевое единство застройки (авторский коллектив под руководством архитектора В. Питанина и инженера Б. Банникова). Архитектурная композиция комплекса построена на противопоставлении и сочетании высоких и распластанных низких объемов, фактур материалов, пластического моделирования объемов. Для повышения качеств архитектурных решений в комплексе использованы элементы монументального декоративного искусства.

Примером промышленного строительства за городом в составе Ленинградского промышленного района может служить бумажная фабрика Госснаба СССР в Антропшино под Ленинградом (архитекторы Д. Вольрайх, М. Копп, Т. Гоголева, Л. Стрункина, главный инженер проекта С. Столыпин), расширившая возникшую здесь ранее промышленную зону. Генеральный план решен с учетом требований технологий, четкого разделения транспортных и пешеходных потоков и градостроительных соображений — создания панорамы промышленного ансамбля, раскрытой со стороны селитебной территории и железнодорожной магистрали. В основу компоновки производственных зданий положен принцип блокирования. Основные производства, вспомогательные и служебные помещения объединены в двух блоках. Для покрытия ряда зданий применены сборные железобетонные оболочки размерами 18X24 и 18X36 м. Объекты пред заводской площади завязаны в целостный архитектурный ансамбль. Большое внимание уделено цветовому решению ансамбля и созданию благоприятных условий труда.

В последние годы в Ленинграде получило широкое распространение сооружение научно-технических и производственно-технических комплексов, что является еще одной из характернейших черт развития современной промышленной архитектуры Ленинграда. Значение этого направления заключается в тенденции к созданию крупных градостроительных образований, в создании предпосылок к сокращению занимаемых предприятиями территорий, объединению подсобных инженерных служб.

Производственно-технический комплекс в Ленинграде включает в себя два проектных института и производственное предприятие с большой исследовательской частью, образующих сложную композицию, выходящую своим основным элементом на оживленную городскую улицу (архитекторы С. Трофименков, В. Хрущев, В. Константинов и др., инженеры Г. Левин, М. Губкин и др.). Композиция главного здания построена на противопоставлении единообразной стены-сетки и группы эркеров, акцентирующей обращенность этой части здания на большое открытое пространство. Несущие конструкции здания выполнены в виде сборных П-образных рам с консолями, позволяющим органически решать пластические задачи компоновки объемов.

Другим примером может служить комплекс, включающий в себя заводы «Русские самоцветы», «Фотоприбор» и Научно-исследовательский институт ювелирной промышленности (архитекторы Б. Рябинкин, Г. Воронова, инженер Е. Жукель). Строится также институт ВНИИЭП, располагаемый в новом жилом районе севернее Муринского ручья (архитекторы Б. Рябинкин, В. Шепета. В. Русских, инженер И. Авербах). Интересно пластическое решение высотного объема и его венчающей части.

Особую группу представляют собой предприятия энергетического и коммунально-бытового назначения. Вступила а строй действующих атомная электростанция имени В. И. Ленина (Архитекторы Г. Зимин, И. Фрадкин, В. Kопылов, H. Житенева. инженеры И. Моисеев, Н. Козионов и др.). Архитектура станции масштабна и величественна, полностью отвечающая структуре комплекса, его социально-политическому значению. Архитектурное решение основного объема Северной ТЭЦ (архитекторы Б. Бизюков. С. Крыгина. А. Лаврухин), выполненного полностью в сборных индустриальных элементах и конструкциях, современно и выразительно, хорошо просматривается с больших расстояний и проходящей вблизи пригородной железнодорожной магистрали. Примером Архитектурного решения обслуживающего город предприятия может служить Междугородная автоматическая телефонная станция и 5-й автобусный парк в Автове. Выразительней конструкция покрытия стоянки автобусов в виде 96-метрового бочарного свода определила облик этого сооружения (Архитекторы О. Голынкин, инженер А. Шапиро и др.).

Отличительной особенностью промышленной архитектуры Ленинграда стал крупный масштаб сооружений, их большие физические размеры (например, новый цех Объединения «Металлический завод»). Эта масштабность в руках архитектора превращается в мощный фактор художественного воздействия. Крупномасштабность промышленных сооружений подсказывается не только производственной необходимостью, но и градостроительными соображениями.

В Ленинграде стало уже традицией применять в проектировании и строительстве промышленных сооружений новые прогрессивные конструктивные и планировочные решения, новые строительные материалы. Большепролетные конструкции 5-го и 7-го автобусного парка, Автовского ДСК, Ленинградского завода алюминиевых конструкций знаменуют собой новый подход к проектированию технологии, пространственной организации промышленного предприятия, повышение его «гибкости» мобильности технологического процесса, созданию принципа павильонности. Это прообразы будущих предприятий.

Н-образные железобетонные рамные конструкции с консолями для многоэтажных зданий резко уменьшают построечную трудоемкость, количество монтажных стыков, увеличивают пластические возможности компоновки зданий, способствуют улучшению интерьеров.

Большеразмерные вертикальные стеновые пенсии позволяют разнообразить внешний вид здания, придать ему отличные от общепринятых систему членений и объемное решение стен, ставить стену в отрыве от каркаса, что дает, кроме чисто архитектурно-пластического эффекта, еще и ряд утилитарных и планировочных преимуществ.

Интересным было также осуществление идеи создания многоэтажного большепролетного универсального здания с межферменными этажами на Объединении «Светлана».

В настоящее время наметилась тенденция к расположению промышленных предприятии, конечно, относительно «чистых», в ткани жилой застройки новых районов. Примером может служить новая Северо-Западная промзона, расположенная а районе проектируемого жилого массива о. «Долгого». Эта характерней тенденция развития ленинградской промышленной архитектуры является ничем иным, как претворением в жизнь положений директив нашей партии об осуществлении строительства промышленных объектов комплексно с жильем. Немалую роль в становлении этой тенденции сыграла и деятельность Ленинградской организации Союза архитекторов, рекомендации которой по промышленному строительству в Ленинграде неоднократно затрагивали проблемы размещения предприятий.

В настоящее время можно с полным основанием сказать, что промышленные предприятия Ленинграда приобрели большое градостроительное значение. При современном характере архитектуры жилых районов в условиях уже сформировавшегося города, где объем нового культурно бытового строительстве невелик, именно промышленные сооружения, располагаемые среди жилой застройки, призваны внести своеобразие и придать неповторимость многим улицам, площадям и даже районам.

По материалам журнала «Архитектура СССР», № 11 1978 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос