Проектирование и оснащение медицинских центров и клиник

Дата публикации или обновления 11.02.2022

В наше время жилое и промышленное строительство, а также строительство общественных зданий ушло от типовых проектов, которые внедрялись по всей стране, и под которые заводы жби выпускали одну и ту же номенклатуру железобетонных изделий.

То же самое коснулось и медицинских учреждений. Городские поликлиники и больницы уже не строят в разных городах по одним и тем же проектам. Даже в пределах одного города медицинские центры и клиники могут быть построены по разным проектам, исходя из профиля медучреждения, запланированной посещаемости, оснащения оборудованием, необходимой электрической мощности, и других важных параметров, ложащихся в основу проекта медучреждения.

Проектированием медицинских центров и клиник занимаются специализированные организации, такие, например, как Кардиомаркет https://cardiomarket.com/. Эта же организация занимается комплексным оснащением медицинских учреждений специализированным медицинским оборудованием.

Ниже можно ознакомиться с прежними стандартами проектирования типовых поликлиник, с их особенностями и недостатками, которые следует учитывать при разработке нового индивидуального проекта медучреждения.

Проектирование городских поликлиник, обеспечивающих диспансеризацию взрослого населения

В принятых XXV съездом КПСС «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы» указано на необходимость более полного удовлетворения потребностей населения в лечебно-профилактических учреждениях, а также усиления профилактики заболеваний.

Под диспансерным наблюдением имеются в виду: ранняя диагностика начальных форм заболеваний; специальный учет и систематический контроль за состоянием здоровья всех групп населения — как больных, так и здоровых; своевременные лечебные и профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний, скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности; изучение среды, производственных и бытовых условий, осуществление мер по их улучшению, а также по устранению всех факторов, вызывающих заболеваемость.

В настоящее время под диспансерным наблюдением находится около 25% взрослого городского населения; диспансеризация, проводимая учреждениями амбулаторно-поликлинической сети, является одной из важнейших функций городских поликлиник.

Большинство поликлиник, строящихся по типовым проектам в крупнейших, крупных и больших городах, сходны по своей мощности (750 — 800 посещений в смену) и числу обслуживаемого взрослого городского населения (около 50 тыс. жит.). Для средних и малых городов предназначены типовые проекты поликлиник, рассчитанных на 300 — 400 посещений в смену и обслуживание примерно 30 тыс. жителей; отличительная особенность таких поликлиник состоит в том, что в их структуру входят специализированные отделения (кожно-венерологические, фтизиатрические, психоневрологические, онкологические), которые в крупнейших, крупных и больших городах представлены специальными учреждениями диспансерного типа.

Функционально-планировочная структура помещений городских поликлиник должна быть достаточно гибкой, чтобы ее можно было изменять в соответствии с требованиями диспансерного обслуживания населения. Однако из многих типовых проектов поликлиник лишь один может частично отвечать таким условиям; это — типовой проект VII-70 для строительства в Москве, предусматривающий возможность изменения мощности поликлиники путем использования унифицированных объемно-планировочных элементов, включающих только ряд специализированных поликлинических отделений.

Но этого, конечно, недостаточно.

Структура городской поликлиники действующих ныне типов обычно включает пять функционально-планировочных зон: вестибюль, регистратуру, гардероб и общие помещения; врачебные отделения; отделения восстановительного лечения; диагностические отделения; административные помещения.

Между тем, множество примеров из практики свидетельствует об устойчивой тенденции организовывать в поликлиниках не предусмотренные типовыми проектами кабинеты предварительного приема населения и крупные отделения для массовых профилактических обследований, что прямо отвечает потребностям диспансерного обслуживания населения. Далеко не в каждом типовом проекте предусмотрены помещения для кардиоревматологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, а в проектах поликлиник для малых и средних городов их нет вовсе.

Неудачно решена во многих типовых проектах зона врачебных отделений — ее планировка не имеет достаточной компактности, помещения расположены вдоль вытянутых коридоров, что затрудняет функционирование отделений. Зона восстановительного лечения занимает одно из важнейших мест, но ее планировка не создает возможностей для укрупнения отделений и их трансформации. Многими недостатками отличается в типовых проектах и планировка других зон.

Между тем, масштабы диспансеризации взрослого городского населения продолжают расти, совершенствуются ее принципы и формы — происходят укрупнение врачебных отделений, специализация и централизация медицинского обслуживания, поликлиники оснащаются различного рода медицинской техникой. Все это требует коренных изменений в планировке зданий, поиска резервных площадей, создания гибких планировочных решений, которыми существующие городские поликлиники фактически не обладают. Таким образом пока еще нет возможности практически осуществить всеобщую диспансеризацию населения; для этого надо провести множество преобразований в самих типах поликлиник, на что потребуются значительное время и большие материальные средства.

Переход к всеобщей диспансеризации должен носить планомерный характер и проводиться постепенно, по мере развития медицинской базы. Представляется целесообразным осуществить его по этапам, равномерно распределив по каждому из них контингент взрослого населения, пока еще не охваченного диспансерным обслуживанием.

В условиях такого перехода укрупнение и централизация поликлинической помощи, а также дифференцированная потребность в ней повлекут за собой изменения в архитектурно-планировочной структуре поликлиник. Чтобы конкретизировать эти изменения, необходимо сделать расчет потребности в поликлинической помощи, в основу которого должна быть положена посещаемость, приходящаяся на одного человека в год ко всем врачебным специальностям.

Такой расчет сделан нами на основе методических указаний, содержащихся в долгосрочном перспективном плане развития народного хозяйства на 1976 — 1990 гг., современных данных о посещаемости, а также основных перспективных установок Министерства здравоохранения СССР, по которым на конец 1990 г. предполагается завершить переход к всеобщей диспансеризации.

Произведенный расчет позволяет определить, что оптимальные условия для формирования всех поликлинических отделений создаются на заключительном этапе перехода к всеобщей диспансеризации. Мы считаем также, что этот переход должен носить двухступенчатый характер, причем отделения первой ступени диспансерного обслуживания формируются в пределах жилых районов на 30 — 50 тыс. взрослого городского населения, а отделения второй ступени — на планировочный район крупнейшего города или большой город в целом с расчетом обслуживания 100 — 200 тыс. взрослых жителей.

Поэтапный переход к всеобщей диспансеризации выдвигает такое требование к типу городской поликлиники, как возможность длительной ее эксплуатации — при всех изменениях, которые могут происходить на каждом из этапов (рост врачебных кадров, оснащение медицинской техникой, потребность в дополнительной площади и т. д.).

Централизация и укрупнение поликлинических отделений, составляющих двухступенчатую систему диспансерного обслуживания, могут быть достигнуты за счет создания типовых проектов с гибкой планировочной структурой, позволяющей формировать поликлиники в зависимости от потребности с различным «набором» отделений. При таких условиях будет наиболее приемлемым, чтобы отделения первой ступени диспансерного обслуживания составили как бы постоянное ядро городской поликлиники, а отделения второй ступени были перераспределены между тремя-четырьмя типами поликлиник.

Такой вариант особенно приемлем в условиях крупнейших, крупных и больших городов, где в масштабе планировочного района или города в целом возможно формирование сразу трех и более поликлиник, между которыми будут распределены в зависимости от условий отделения второй ступени диспансерного обслуживания. При этом создаются большие возможности для достаточно гибкого осуществления принципа двухступенчатого обслуживания.

Однако воплощение этого варианта в жизнь требует разработки типовых поликлиник на совершенно других принципах, чем применяются в настоящее время. Дело в том, что обычно разрабатывается типовой проект на все здание, а в данном случае было бы необходимо создавать три типовых проекта с распределенными между ними отделениями второй ступени. Но это приведет к увеличению номенклатуры типовых проектов, а кроме того, не позволит достаточно гибко в зависимости от различных местных условий реализовать принцип двухступенчатого диспансерного обслуживания.

Возможно еще одно решение с учетом современных принципов: запроектировать типовое здание поликлиники с отделениями первой ступени, предусмотрев условия для блокирования отделений второй ступени, размещенных в унифицированных блоках, — с основным зданием поликлиники. В этом случае в процессе блокировки отделения второй ступени обязательно должны войти в состав помещений своей зоны, чтобы не была нарушена их технологическая связь.

Когда основной тип поликлиники с отделениями первой ступени представляет собой самостоятельное здание, в котором предусматривается возможность только соединения блоков с отделениями второй ступени, будет неизбежно нарушено зонирование. Это объясняется тем, что зону самых больших по объему приемных и общих помещений придется располагать на первом этаже, а зона врачебных отделений окажется при этом выше.

Следовательно, чтобы сблокировать отделения второй ступени врачебной зоны с отделениями первой ступени этой же зоны, потребуются дополнительные архитектурно-планировочные решения, которые усложняют технологическую связь помещений поликлиник и, кроме того, увеличат стоимость строительства. При этом нарушится технологическая связь и в зоне восстановительного лечения, так как при блокировке отделения второй ступени этой зоны — водолечение и грязелечение — должны функционировать вместе с входящими в постоянный состав поликлиники отделениями первой ступени, которые надо размещать в непосредственной близости от первого этажа.

Учитывая изложенное, можно заметить, что зона врачебных отделений как бы «вытесняется» все выше, а это затрудняет блокировку отделений обеих ступеней диспансерного обслуживания.

Таким образом, разработанный на основе современных методов проектирования вариант, по которому отделения первой ступени обслуживания образуют самостоятельный тип поликлиники, содержит в себе противоречие и не может быть принят для поликлиники, рассчитанной на работу в условиях всеобщей диспансеризации взрослого городского населения.

Наиболее приемлемым необходимо признать такой принцип проектирования, при котором «блокировка» охватывает все здание поликлиники, а отделения обеих ступеней обслуживания распределяются между собой так, чтобы для формирования поликлиники с любой функциональной программой можно было составлять крупные «блоки», обеспечивающие в своем взаимодействии двухступенчатый характер диспансерного обслуживания населения. В этом случае следует разработать номенклатуру «блоков», допускающих возможность различных их сочетаний при проектировании поликлиники любой планировочной структуры, конфигурации и этажности с учетом местных условий и потребностей. Но трудность осуществления такого принципа проектирования заключается в сложности расчленения поликлиники на самостоятельные функциональные подразделения и приведения их к минимальному числу единообразных планировочных элементов.

Между отделениями первой и второй ступеней обслуживания необходимо установить свою технологическую связь по группам взаимодействия, которые будут представлять функционально-планировочные «узлы», а помещения для этих узлов составят функционально-планировочные элементы здания. Для удобства дальнейшего рассуждения, пронумеруем эти элементы, так как в дальнейшем на их основе мы будем компоновать и определять все размеры «блоков» для формирования поликлиник.

Терапия, например, представлена пятью отделениями, в каждом из которых проходит один и тот же процесс приема населения. Поэтому нет необходимости выделять и изолировать каждое отделение; достаточно, чтобы все они находились в непосредственной близости одно от другого. Следовательно, все терапевтические отделения могут быть выделены в один функционально-планировочный узел.

Однако в тех случаях, когда в терапевтические отделения входят любые из специализированных отделений второй ступени обслуживания (кардиоревматология, эндокринология, гастроэнтерология, гинекология), предпочтительнее разделить терапевтические отделения первой ступени на два функционально-планировочных узле по такой схеме: терапия, кардиоревматология и гинекология — узел № 2; терапия, гастроэнтерология и эндокринология — узел № 3. Могут быть и другие варианты, например, когда терапию дополнят сразу три отделения — кардиоревматология, эндокринология и гастроэнторология; это уже будет узел № 4 и т. д.

Хирургия образует одно отделение, включающее несколько кабинетов, а также вспомогательные помещения, группировка которых даст возможность совместно их использовать. Следовательно, в данном случае хирургическое отделение может составлять узел № 5.

Офтальмология и отоларингология должны находиться в непосредственном соседстве, так как для них выделяется одна операционная. Здесь же может быть размещен и неврологический кабинет. Таким образом весь комплекс этих помещений может составлять отдельный узел — № 6.

Физиотерапия с постоянным составом ее отделений — электросветолечения, теплолечения и лечебной физкультуры — образует узел № 7. В том случае, когда к этим отделениям надо добавить водолечение или грязелечение, они будут составлять узлы № 8 и № 9. Если же необходим весь комплекс физиолечения, представленный отделениями обеих ступеней, то создается узел № 10. Функциональная диагностика, представленная одним укрупненным отделением, может образовать свой относительно самостоятельный узел — № 12. Но если она входит в состав поликлиники, то должна быть расположена в непосредственной близости от зоны приемных помещений, образуя в этом случае еще один узел — № 13. Биохимическая лаборатория также может представлять собой самостоятельный узел (№ 14); но если она дополняет поликлинику, то входит в зону приемных и общих помещений.

Возможны и другие варианты формирования функционально-планировочных узлов. Такие помещения, как вестибюль, гардероб, а также лестницы, лифты, хозяйственные и технические помещения, не выделены в функционально-планировочные узлы, так как имеющиеся нормативные установки позволяют определять их параметры в зависимости от конкретного характера проектируемого здания.

Каждый из рассмотренных функционально-планировочных узлов поликлиники требует относительной обособленности и компактной планировки; поэтому выбор оптимальных параметров плана этажа для их размещения имеет большое значение.

Решая эту задачу, надо учитывать внутреннюю взаимосвязь и состав помещений узлов. Такая взаимосвязь между помещениями всех узлов прослеживается. В настоящее время, например, вспомогательная площадь поликлиники (по СНиПу) должна составлять 20—25 % общей ее площади. Кроме того, определены требования, связанные с максимальной освещенностью дневным светом врачебных кабинетов, исходя из чего их надо располагать вдоль наружных стен с периметральной застройкой коридоров и холлов для ожидания. Необходимо также соблюдать определенное соотношение сторон кабинета — в целях лучших условий инсоляции и рационального размещения оборудования.

Например, для терапевта глубина кабинета не должна превышать 5—6 м, а ширина — 3 м (при общей площади 15 — 16 кв м); глубина кабинета офтальмолога должна быть не менее 6 м (минимальное расстояние для определения остроты зрения) и т. д.

Поиск оптимальных плановых параметров этажей показал полную возможность соблюдения всех требований, предъявляемых к архитектурно-планировочным решениям поликлиники. Рассмотрим это на разработанных нами проектных материалах.

По первому из предлагаемых вариантов, поликлинические отделения первой ступени диспансерного обслуживания входят постоянным составом в структуру поликлиники, а отделения второй ступени распределены между тремя поликлиниками. Такое решение рассчитано на применение в условиях крупнейших, крупных и больших городов.

Во втором варианте предусматриваются два типа поликлиник. В первом из них сосредоточены отделения первой ступени диспансерного обслуживания; во второй тип войдут, кроме того, и отделения второй ступени. Расчеты показывают правомерность подобного решения для любого города, так как кооперирование отделений обеих ступеней обслуживания даст возможность более эффективно использовать все их помещения. При таком варианте целесообразно функционирование поликлиник двух-трех типов с отделениями первой ступени диспансерного обслуживания и еще одной, в которой сосредоточены отделения обеих ступеней.

Здания поликлиник любого из предложенных вариантов формируются с учетом разработанной номенклатуры архитектурно-планировочных элементов («(блоков») с различной их блокировкой и композиционными решениями.

Предлагаемый нами принцип проектирования поликлиник из крупных элементов («блоков») значительно упрощает и компоновку зданий. Конечно, разработанная номенклатура «блоков», позволяющая формировать здание поликлиники с любой функциональной структурой, не исчерпывает возможности и других рациональных решений.

Архитектор Н.Сорока

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР», № 7 за 1976 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос