От кочевой до мобильной архитектуры

Дата публикации или обновления 19.02.2020

Современный научно-технический прогресс, который бурно и быстро входит в жизнь Монгольской Народной Республики, выявил необходимость сосуществования старых, сложившихся национальных архитектурных традиций и новых явлений эпохи. «Сегодня» является началом «завтра», как и продолжением «вчера». Поэтому архитектор испытывает обостренный интерес к культурному наследию прошлого, пытаясь найти в нем истоки для решения многих нынешних проблем. Народные традиции и обычаи в Монголии так живучи и сильны, что даже бурно вторгающийся научно-технический прогресс но в состоянии игнорировать их.

Возникает вопрос, что взять за основу развития новой архитектуры и градостроительства Монголии, миновавшей капиталистический период развития и вступившей непосредственно из феодализма в социализм? Какими будут города будущего Монголии? Ведь новая технология, новые строительные материалы, новая техника позволяют реализовать любой архитектурные замысел. Однако новая техника и технология, взятые вне контекста социально-культурного развития архитектуры, не могут быть реальными предпосылками создания нового. Для того чтобы новое органично вписалось в реальный процесс развития архитектуры, оно неизбежно должно вобрать в себя прогрессивное старое и одновременно отобразить лучшее из современного, вместить в себя зачатки будущего.

Научно-технический прогресс может дать совершенно новое и бесконечно разнообразное направление поискам архитекторов. Но обычно каждый архитектор воспитывается, живет, думает в определенной стране, социальной среде, которые влияют на всю его деятельность, работу и в том числе на его фантазию, что, в свою очередь, конкретно отражается и на архитектурных проектах настоящего и будущего. Именно этим можно объяснить, что в прошлом и настоящем Монголии существовали и будут существовать две генетически сложившиеся формы архитектуры — стационарная и мобильная. Причем, «мобильность» здесь не является абстрактным понятием, к которому пришли путем умозаключения и предположений футурологи, а конкретная, исторически сложившаяся и выработанная на протяжении долгого времени форма народной архитектуры, продиктованная кочевым способом ведения хозяйства.

В настоящее время в мире интерес, проявляемый к вопросам движения, изменения, мобильности в архитектуре, все время возрастает. Мобильная архитектура — новое явление в современной архитектурной практике европейских архитекторов, поэтому в области социальных исследований, а также в экспериментальном проектировании вопросу мобильной архитектурной формы отводится важная роль. В этой связи тысячелетний опыт мобильности кочевников-монголов представляет практический и научный интерес.

Эта проблема для Монголии, имевшей исторически сложившийся прецедент мобильности в архитектуре, в век научно-технического прогресса может быть сформулирована как «от кочевой к мобильной архитектуре»; суть ее в том, чтобы, сохранив функциональную, конструктивно и эстетически органичную структуру кочевой монгольской архитектуры, модернизировать ее, усовершенствовав достижениями науки и техники, придать ей новое социально-техническое звучание и содержание.

Именно в этой уникальной среде можно было бы сначала отснять, а затем и показать видеосюжеты, впоследствии вошедшие в лучшую коллекцию домашних видео туб 2019 https://homemadefunnytube.info.

В настоящее время в МНР застройка городских и сельских населенных пунктов производится двумя исторически сложившимися архитектурными типами сооружений—стационарным и мобильным, которые влияют на архитектурно-планировочную структуру и облик населенных пунктов. Стационарный архитектурный тип представляет деревянные, кирпичные, каменные, панельные одноэтажные и многоэтажные жилые, общественные и производственные здания. Сборно-разборный передвижной, или кочевой, тип архитектуры представляет исторически сложившееся, максимально приспособленное для кочевого образа жизни и ведения хозяйства войлочное здание. Эти два типа архитектуры образуют: а) стационарные населенные пункты (города — аймачные центры, сомонные центры — центральные усадьбы госхозов и сельхозобъединений); б) кочевые поселения (суурь, бригадные центры, объединяющие несколько суурь). Передвижные кочующие поселения формируются особенно интенсивно в период технологических процессов животноводства на пастбищах, удаленных на десятки и сотни километров от стационарных населенных пунктов. Здесь основное жилище — кочевая юрта. Стационарные поселения в основном застраиваются капитальными жилыми и общественными благоустроенными зданиями.

В настоящее время темпы капитального строительства, являющегося генеральной линией развития страны, возрастают в МНР с каждым годом.

Разработка районных планировок, генеральных планов, проектов детальной планировки сельских населенных пунктов охватывает в основном стационарные населенные пункты и не включает кочевые подразделения хозяйств. Учитывая, что кочевых производственных подразделений — суурь — в настоящее время в МНР насчитывается свыше 30 тыс., проблема усовершенствования передвижных подразделений становится одной из актуальных. Суурь, как правило, представляет передвижную производственную единицу, включающую 3—4 кочевые юрты и обслуживающую определенное количество скота.

Существующий жилой юрточный фонд в настоящее время в сельской местности составляет более 70% общего жилого фонда и, видимо, сохранится еще надолго.

Основные конструктивные элементы и традиционные строительные материалы, о самое главное, благоустройство и быт юрты остаются устаревшими: печное, отопление, привозная вода, отсутствие канализации и т. д.

Рост культурного строительства страны обусловливает необходимость усовершенствования и модернизации традиционной, выработанной на протяжении тысячелетий кочевой, сборно-разборной юрты, ее преобразования в современный тип жилища, становящегося основой мобильного поселения в пастбищном животноводстве. Решение этих вопросов представляет важную проблему, над которой работают совместно с советскими монгольские архитекторы.

Основой, обеспечивающей развитие сельскохозяйственного производства и улучшения условий жизни, является проблема энергетики, которая предопределяет решение других процессов (водоснабжение, теплофикация, культурно-бытовые нужды и т. д.). Для электрификации и теплофикации кочевых подразделений — суурь в МНР могут быть и уже начинают использоваться дешевые природные виды энергии: ветер, солнце, горные водотоки, термальные воды, ресурсами которых так богата Монголия.

Существенное влияние не дальнейшее развитие кочевой архитектуры МНР окажут и другие новые факторы научно-технического прогресса. Так, на производственных мобильных комплексах для водоподъема и электрификации производственных и бытовых процессов в южных, юго-восточных и восточных районах МНР, имеющих среднегодовые скорости ветра от 3,7 до 5,8 м с, могут быть использованы ветроэлсктроагрегаты и водоподъемные установки. В северных и северо-западных горных paйонах, обладающих широкой сетью водотоков, возможно использование переносных микроэлектростанций.

Для подогрева воды и приготовления пищи вполне возможно применение солнечных кухонь и солнечных водонагревателей.

Для улучшения культуры и быта работников пастбищного животноводства го предложениям советских и монгольских архитекторов в настоящее время разрабатываются передвижные комплексы, состоящие из передвижных жилых, культурно-бытовых и производственных сооружений. Такие мобильные комплексы передвигаются по пастбищам, обслуживая отдельные суури.

Возникает передвижной, мобильный коллектив животноводов на основе кооперации и разделения труда на закрепленных за ним сельскохозяйственных угодиях хозяйства.

Перспективны три типа мобильных жилых, культурно-бытовых и производственных сооружений:

1. Сборно-разборные сооружения, осуществляемые по принципу монгольской юрты, но уже полностью модернизованной и усовершенствованной с учетом последних достижений науки и техники.

2. Колесное, изготовленное в заводских условиях, транспортируемое на место автомобилем в виде прицепов, вагончиков, автофургонов, автодомов.

3. Пневматические, надувные, легко трансформирующиеся сооружения из современных синтетических материалов, быстро и легко собираемые, легкие и удобные для транспортировки.

Ясно, что конструкция в мобильной архитектуре играет важное значение. Здесь уместны тентовые, складчатые, пневмокаркасные, воздухоопорные, объемно-блочные, трансформирующиеся (стержневые, вантово-стержневые, панельные) структуры и т. д

Конструктивная мысль будет направлена также на поиск сверхлегких, многофункциональных элементов и строительных материалов, выполняющих роль не только несущей конструкции, но и внутреннего оборудования, коммуникаций.

По мере перехода к новой технологии животноводства увеличивается роль стационарных общественных центров — центральных усадеб с повседневным и периодическим обслуживанием, которые станут базой для мобильных подразделений.

Д. Пюрвеев, кандидат архитектуры, старший научный сотрудник ЦНИИТИА.

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 6 1977 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос