О древне-русском деревянном зодчестве

Дата публикации или обновления 15.01.2024

Обычно мы представляем себе жизнь северной русской деревни XVII века на основании тех сведений, которые мы имеем о русском крестьянине второй половины XIX — начала XX века. Мы переносим наши представления о русской деревне, сложившиеся на основании наблюдений, сделанных в недавнее время, на отдаленное прошлое. На самом деле жизнь русской деревни XVII—XVIII веков отличалась замечательными своеобразными чертами, без знания которых невозможно правильно судить о древне-русском деревянном зодчестве.

Социальная организация и быт северного русского крестьянина были проникнуты элементами патриархальных отношений. Крепкая внутренняя сила сплачивала составные части поселения вокруг его центра — двора. Очень часто село заключало в себе только один двор, т. е. одну семью.

Однако это не индивидуальная семья нашего времени, а «большая семья», которую еще в настоящее время в деревнях помнят некоторые старики. Большая семья представляла собой маленький род. Она была проникнута родовым началом.

Конечно, построенные с учетом современных требований готовые коттеджные поселки спб бессымысленно сравнивать по уровню комфорта проживания с русской деревней XVII века, тем не менее, следует принимать во внимание, что в разные времена люди обладали разными знаниями и возможностями в строительстве.

Общественным зданием, в котором протекала деятельность крестьянского «мира» на русском Севере в XVII веке, была церковь. При здании церкви возникло для этой цели особое помещение — трапезная. В трапезных церквей на погостах происходили судебные заседания, обиародовались указы властей, опрашивались крестьяне под присягой по разного рода мирским делам, заключались всевозможные частные сделки, происходили мирские собрания. В трапезных хранились при церквах разнообразные мирские акты административного и судебного характера. В связи со всеми этими делами трапезная северной церкви была в XVII веке постоянно полна народа, являвшегося туда по общественным и частным делам.

Само название «трапезная» произошло от тех праздничных мирских собраний, которые происходили в трапезных еще в XVII веке и которые сопровождались обильной едой и питьем общественного «молебного» пива. Эти пиршества назывались «братчины». Они представляли собой остаток древних языческих сборищ. Вместе с ними и трапезные русских северных деревянных церквей XVII века в конечном счете восходят к общественным помещениям языческого времени. К языческому храму восходит также основа самих этих церквей.

В XVII веке на русском Севере наблюдается ь некоторых редких случаях отделение общественного здания от церкви. Так, например, документ 1615 г. говорит о двух избах при церкви Мегорского погоста в Обонежье, в которых собирались крестьяне, что эти избы служили «за трапезы место».

Могучие вертикали северных русских деревянных церквей XVII века, сильно возвышавшиеся над окружающим и пидпые издалека, отмечали общественные центры крестьянских миров — погосты.

В исторических источниках XVII века кое-где встречается слово «печище». Оно говорит нам о седой старине. В актах этого времени имеются указания на го, что печищем называлась большая семья. Печь, домашний очаг, была тем центром, вокруг которого в далеком прошлом собирались члены большой семьи, который служил вместе с тем выражением ее единства. Значение печн было особенно велико на холодном севере.

В самые отдаленные времена поклонялись печи, огню, их обожествляли. «Кто не видел еще ни церкви, ни алтаря, тот кланяется н печи», — говорит старинная народная пословица. «И огневи молятся под овином», — сказано в одном древнем тексте. В древности овин — вырытая землянка с топкой. Пословица сближает овин и церковь: «церкви не овины, в них образа все едины».

Возникает следующая гипотеза эволюции древнейшего русского народного жилища и возникновения шатрового деревянного храма, башнеобразная форма которого так живо и ярко выделяет среди окружающего общественный центр на погосте.

В. А. Городцов открыл в Старой Рязани, а другие археологи обнаружили после пего и з других местах древнейшую форму русского народного жилища, основная особенность которого заключается в том, что печь расположена в середине избы. Такое устройство печи унаследовано от полуземлянок и землянок еще более древнего времени, с очагом в центре. Расположение печи в середине избы соответствует тому отдаленному времени, когда большая семья собиралась вокруг очага, жила вокруг печи. Это было печище.

Со временем возник общественный очаг. Древнейшая форма круглого или восьмиугольного дома, с очагом посередине, перешедшая в домах Старой Рязани под влиянием кладки из горизонтально положенных брезеи уже в прямоугольную форму, легла в основу общественного печища.

Восьмигранный сруб имел коническое перекрытие, в котором сверху было оставлено отверстие для выхода дыма. В таких зданиях находился общественный центр, средоточием которого был очаг.

Тут «огневи» поклонялись. Позднее это общественное и языческое культовое здание превратилось в русскую деревянную шатровую церкозь. Очаг погас, коническое перекрытие замкнулось, но воспоминание об огне сохранилось в луковичной главке, которой был увенчан шатер: она уподобилась пламени.

Появление общественного очага привело к существенному изменению внутри жилого дома. Печь была перенесена из его середины в угол около двери. Вне дома возник общественный центр, по отношению к которому отдельный жилой дом занял подчиненное положение. Перенесение печи в угол связано также с развитием быта и с дифереициацией отдельных частей интерьера избы в зависимости от их назначения, в связи с усложнением народной жизни.

Н. Брунов.

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 14 за 1947 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос