Массовое жилищное строительство в Казани

Дата публикации или обновления 19.02.2020

В соответствии с утвержденным генеральным планом Казани стабилизировался общий объем жилищного строительства на уровне, превышающем 400 тыс. м2 общей жилой площади, и в определенной мере сложилось распределение объемов нового строительства жилого фонда по районам города. В практике жилищного строительства успешно реализуется основная задача генерального плана, заключающаяся в расселении трудящихся вблизи мест приложения труда.

Новое жилищное строительство ведется во всех районах города. Исключение составляет Бауманский район с наиболее старой сложившейся застройкой, занимающий центральную часть города. Объем жилищного строительства распределяется по районам следующим образом: 30 — 35% — в Первомайском районе; 15 — 17% — в Советском районе; 12 —14% — в Московском и 20 — 23% — в Ленинском. Меньше жилья строится в Кировском (10 — 11%) и в Вахитовском (4 — 6%) районах.

При такой массовой застройке возникает и необходимость в строительстве дорог, благоустройстве придомовых территорий. Для этого своевременно должно быть запланировано плитку тротуарную купить у производителя в требуемом объеме.

До недавнего времени новое строительство в основном концентрировалось в периферийных районах города. При значительных объемах городского строительства это почти не влияло на облик центральных, сложившихся районов, на благоустройство, на совершенствование системы культурно-бытового и транспортного обслуживания населения.

Однако по решению городской партийной организации и горисполкома предусмотрено в ближайшие годы завершить застройку и реконструкцию ряда городских магистралей. Предполагается за 5 — 6 лет застроить улицы Татарстан и Куйбышева, тем самым соединить речной порт с центром города. Кроме жилых зданий повышенной этажности на магистрали начато строительство Татарского академического театра, производственного корпуса Татаргражданпроекта, Дома кооператора. Для магистрали проектируется здание главного почтамта, спортивно-зрелищного комплекса университета, педагогического института.

Большое значение в совершенствовании планировочной и транспортной структуры города приобретает застройка и благоустройство проспекта X. Ямашева и его продолжения — ул. Серова. По окончании строительства моста через р. Казанку в восточной части этого проспекта город получит первую прямолинейную 5-км магистраль широтного направления. Она соединит Советский, Ленинский, Кировский и Московский районы и упорядочит расселение в правобережной и в левобережной частях города. Кроме того, благодаря ей центр города разгрузится от транспорта.

Застройка ул. Вишневского и ее продолжения — ул. Жданова, а также организация по этому направлению трамвайного движения позволит связать Вахитовский и Приволжский районы, а также разгрузить от транспорта центр города, облегчит доступ транспорта к центральному парку культуры и отдыха.

Застройка улиц Фрунзе, Н. Ершова, Декабристов, проспекта Г. Ибрагимова устранит разрывы в многоэтажной застройке, свяжет ныне разобщенные части города, позволит создать поперечники улиц, соответствующие этим магистралям, преобразит облик въездов в город.

Реконструкция основных магистралей города вызовет некоторое перераспределение объемов жилищного строительства. Однако для формирования крупных жилых массивов на свободных от существующей застройки территориях остается достаточное количество жилого фонда и организация таких массивов будет продолжаться высокими темпами. Для осуществления этой задачи важно своевременно разработать проекты детальной планировки крупных жилых районов и межмагистральных территорий. Кроме того, необходимо разработать специализированные проекты развития систем культурно-бытового обслуживания населения и проектов организации охраны зон памятников архитектуры.

Создание в 1971 г. в Татаргражданпроекте отдела генеральных планов упростило своевременное выполнение планировочной документации для городов Татарской республики и для ее столицы — Казани, позволило комплексно решать вопросы планировки и застройки.

Комплексный подход к оценке территории, ее планировке и застройке позволяет найти наиболее целесообразное решение, эффективное в экономическом и композиционном аспектах.

Для целого планировочного района с населением в 220 тыс. жителей решены вопросы вертикальной планировки, ливневой канализации, дренажа, инженерного оборудования и, что очень важно, вопросы композиции застройки крупного городского района, прилегающего к правобережной части общегородского центра.

Проекты детальной планировки, разработанные для Восточного Заречья, послужили материалом, по которому согласовано с Госстроем РСФСР применение в застройке зданий повышенной этажности и в настоящее время разрабатываются проекты застройки проспекта X. Ямашева. Одновременно разработан проект парка Победы и проект застройки общественного центра Ленинского района. В текущем году вводится в эксплуатацию здание райкома КПСС и райисполкома Ленинского района. По проектам, разработанным Татаргражданпроектом. застраиваются три жилых района на юго-востоке города (поселок Горки). Застройка одного из них завершается, а двух, расположенных южнее, на высокой террасе р. Волги, находится в самом разгаре.

Ведется подготовка к застройке одного из перспективных районов города — северо-восточного планировочного района. Здесь предполагается разработать одновременно два проекта детальной планировки, один в Татарграждаипроекте, а другой— в Ленгипрогоре.

Надо отметить, что проектируемые и строящиеся жилые массивы располагаются по определенному композиционному принципу. Они «ожерельем» нанизываются на большое транспортное кольцо, состоящее из проспекта X. Ямашева — в Заречье и проспекта Победы — в новой части города. Одновременно с застройкой жилых массивов проектируются и строятся новые магистрали с современными транспортными сооружениями.

Разнообразие природных и градостроительных условий застройки жилых массивов создаст все предпосылки для формирования запоминающегося, своеобразного облика каждого из них.

Практика проектирования и строительства последних лет позволяет сделать определенные обобщения, а также наметить дальнейшие пути развития градостроительства в Казани. Для последнего времени наиболее характерно увеличение этажности жилых зданий и как следствие этого процесса увеличение масштаба застройки микрорайонов, которые превратились в межмагистральные территории. В связи С этим практически исчезли жилые улицы и границами микрорайона становятся городские и районные магистрали. Роль улиц выполняют внутримикрорайонные пешеходные направления, ведущие к лесным полосам в районе Горки, или пешеходные пути создаются планировочными приемами (в Восточном Заречье).

После недолгого увлечения «свободной планировкой» казанские архитекторы вновь стали уделять внимание большому социальному значению улицы, ее градообразующему значению в условиях непрерывно растущей автомобилизации города. Так, в новых жилых массивах города при большой ширине улиц, в поперечный профиль которых включаются достаточно обширные полосы озеленения, при разнообразии силуэта застройки, создастся довольно плотная застройка периметра микрорайонов. Внутреннее пространство микрорайонов отдается школам и детским дошкольным учреждениям, а также озелененным пешеходным направлениям. Следует указать, что такой прием привел к некоторому шаблону в застройке. Отрадно отметить, что в последних работах Татарграждаипроекте наблюдается большее разнообразие в приемах застройки улиц. Архитекторы отказались от создания крупных микрорайонных садов (устройство их затруднено не только в условиях сноса существующей застройки, но и на свободных территориях), и сейчас большое внимание уделяют организации обширного двора жилой группы с зеленью, площадками для отдыха детей и взрослых, а также площадкам хозяйственного назначения.

Такой подход к организации внутреннего пространства микрорайона прослеживается как в реализованных проектах застройки нескольких микрорайонов района Горки (архитектор А. Дворниченко), ряда микрорайонов Восточного Заречья (архитектор Р. Насыров), одного из микрорайонов — Западного Заречья (архитекторы А. Корякова, Б. Кобзев), так и в сравнительно новых проектах института.

Коллектив Татаргражданпроекта творчески подходит к застройке новых районов, глубоко продумывая планировочную и организационную структуру города. Разрабатывая проекты детальной планировки жилого района, проекты застройки отдельных микрорайонов, архитекторы учитывают планировочную структуру всего города, максимально используют особенности рельефа, продумывают силуэт застройки.

Сегодня казанская домостроительная база располагает типовыми 9-этажными блок-секциями серий 121 и 125; завершается строительство комбината для возведения домов серии 90. Многое делается архитекторами для расширения номенклатуры современного домостроения, для создания разнообразных приемов и силуэта застройки, сохранения национального своеобразия, для учета современных демографических требований.

Коллектив мастерской № 3 Татаргражданпроекта (архитекторы И. Галанин, конструкторы Ф. Палей, Ю. Каравайкин, М. Кафиатуллин, Р. Швалева) разработал в составе серии 125 угловые и поворотные блок-секции для 9-этажных зданий, блок-секции с проездами и проходными лестничными клетками, с встроенными и встроенно-пристроенными помещениями в первых этажах. Завершается проектирование блок-секции серии 125 «на ножках», что существенно расширит возможности рационального и разнообразного использования габаритов первого этажа жилого дома.

На базе серии 125 запроектированы 9-этажный жилой дом и блок-секция с квартирами для малосемейных. Применение таких домов в застройке города более полно отвечает демографическому составу.

Переход на массовую 9-этажную застройку привел к необходимости применения в застройку зданий большой этажности. С этой целью архитекторы Татаргражданпроекта ведут разработку разнообразных 10—16-этажных блок-секций крупнопанельных домов серий 90 и 121 в виде «креста», «трилистника» и «пластины». Унификация элементов, применяемых в указанных блок-секциях, позволит с минимальными изменениями в номенклатуре железобетонных изделий получить обширную палитру для создания интересной и своеобразной застройки наиболее ответственных градостроительных узлов и магистралей. В институте начата разработка 10-этажных, а также 10—14-этажных блок-секций серии 90 с северной ориентацией главных фасадов и с размещением встроенно-пристроенных помещений общественного назначения в первых этажах. В области кирпичного домостроения завершается переход на применение типовых проектов жилых домов и в основном блок-секций серии 86. Вместе с тем и здесь предпринимаются усилия к разнообразию в планировке и силуэте застройки; так, на базе кирпичного дома серии 1-528КПУ-80Э создан проект 14-этажного дома со стенами из силикатного кирпича. Ведется разработка проекта кирпичного 16-этажного жилого дома, в основу которого положен типовой проект 12-этажного дома серии № 124-124-4.

Для облицовки панелей применяются мраморная, кварцитовая и гранитная крошка, стеклокерамическая плитка. Осваивается метод торкретирования цементно-песчаной смесью на эмульсии ПВА, применяются и кремнеорганические эмали типа КО-174. В облицовке цокольных панелей и лоджий находит применение керамическая плитка местного производства. Разработано несколько типов ограждений балконов и лоджий: из асбоцемента, железобетонных плит, плоских и с рельефом.

Многое сделано, но предстоит преодолеть целый ряд трудностей, существенно влияющих на качество застройки города. Прежде всего следует отметить недостаточную мощность строительной базы города. Это вызывает большую напряженность в выполнении планов капитальных вложений и планов ввода в эксплуатацию жилого фонда и объектов культурно-бытового строительства, а это отнюдь не способствует повышению качества строительства. Еще не освоено производство крупнопанельных домов высотой более девяти этажей, кирпичные дома повышенной этажности строятся с большими опозданиями по сравнению с крупнопанельными, кроме того, их высота ограничена 14 этажами, что не совсем оправдано при массовой 9-этажной застройке.

Не освоены угловые, поворотные блок-секции в крупнопанельном исполнении, а также нет блок-секций с северной ориентацией главных фасадов и блок-секций с встроенными помещениями обслуживания населения. Это крайне обедняет палитру архитекторов, приводит к «штучной» застройке микрорайонов, к однообразным решениям.

Отстает благоустройство микрорайонов, оснащение улиц и внутримикрорайонных территорий архитектурой малых форм, так как производство современных и индивидуальных малых форм архитектуры Главтатстроем — основным застройщиком Казани — до сих пор не освоено.

Казань — город древний и вместе с тем молодой благодаря новой застройке. И есть все основания предполагать, что архитекторы ведущей проектной организации Татаргражданпроект в содружестве со строителями способны не только сохранить достопримечательности старого города, но и создать новый современный город. Г. Солдатов, начальник отдела генеральных планов института Татаргражданпроект, И. Галанин, главный архитектор института Татаргражданпроект

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 6 1977 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос