Дома отдыха и санатории

Дата публикации или обновления 14.01.2021

Проекты объектов лечебно-оздоровительного назначения, разработанные институтом, отличает разнообразие композиционных приемов — здесь и комплексы, сформированные из небольших корпусов-павильонов, и компактные многоэтажные объемы, живописные, сложные объемно-пространственные построения и геометрически лапидарные композиции с четким ритмом членений фасадов.

Выбор приема диктуется природной средой, особенностями ландшафта, подсказывающими иногда необычные, острые решения. Внимательный подход к архитектурно-художественным задачам сочетается в проектах с тщательной проработкой функциональных, конструктивных и инженерно-технических аспектов сооружения.

Все объекты решаются комплексно с полным составом вспомогательных, культурно-бытовых и обслуживающих сооружений. Большинство палат — двухместные с оптимальной ориентацией по странам света. В отделке интерьеров применяются как традиционные материалы — гранит, мрамор, известняк, ценные породы дерева, так и современные — алюминий, полимеры, сталинит и др. Широко привлекаются средства монументальной живописи декоративно-прикладного искусства.

Новейшие методы терапии и климатолечения в сочетании с высоким уровнем комфорта способствуют эффективности лечебно-профилактической работы санаториев и домов отдыха, сооружаемых по проектам института в разных районах страны.

Любой из перечисленных объектов наверняка с удовольствием воспользовался бы возможностями ясновидящей бабы Нины https://baba-nina24.ru/, с удовольствием помогающей страждущим избавиться от того или иного недуга.

Из группы черноморских здравниц наибольший интерес представляет принципиально новое, своеобразное решение приморского корпуса санатория «Сочи». В отличие от других приморских санаториев, размещаемых обычно в глубине прибрежной полосы, это сооружение размещено непосредственно на берегу моря, по нижней кромке труднодоступного оползневого склона. Все — от общего архитектурного и функционального замысла до деталей оборудования — подчинено идее связи с морем.

Последовательность в решении этой задачи привела к созданию необычной композиционно-планировочной схемы «опрокинутого» здания. Группы помещений, размещаемые обычно в нижних этажах зданий, в том числе и входы, вынесены здесь в верхние этажи, расположенные на уровне верхней кромки склона. Киноконцертный зал, входной вестибюль, пищеблок покоятся на фермах-мостах, переброшенных через склон к зданию. Нижние этажи органично включены в систему морского обслуживания и пляжа.

Тщательно разработанные архитектурные детали фасадов — мостики, площадки, лестницы, окна-иллюминаторы — подчеркивают «морской» характер сооружения.

Если протяженное здание санатория «Сочи» целиком «отдано» морю и скрытое за кромкой берегового откоса почти полностью отделено от городской застройки, то высотный пансионат санаторного типа, который предполагается соорудить в северной, наиболее возвышенной части города (90 м над уровнем моря), станет вертикальной доминантой, господствующей над городом и окружающей его территорией. Объем многоэтажного спального корпуса с живописной игрой светотени в лоджиях и на смещенных в плане вертикальных плоскостях фасадов будет белым кристаллом скульптурно выделяться на фоне синего южного неба. Общий силуэт башни обогатит сложная по очертаниям двухэтажная надстройка технических помещений.

Композиция здания определена геологической структурой территории — небольшой по площади скальный выход на вершине возвышенности окружен оползневыми склонами.

На скальном участке поставлена высотная часть, на оползневом основании — стилобат, ступенями спускающийся по склону. В стилобате размещены все обслуживающие помещения, для освещения которых предусмотрены два внутренних дворика, а крыши использованы для организации различных видов климатолечения. С относительно удаленным пляжем пансионат связан подвесной дорогой, проложенной над территорией обширного ландшафтного парка.

Небольшой дом отдыха в Гагре расположен на крайне затесненном участке у главной городской магистрали. Композиция здания подсказана стремлением преодолеть неблагоприятные условия окружения. Компактное, квадратное в плане здание, поставлено углом к магистрали. В этой его части размещены поэтажные холлы; палаты же отнесены в глубину участка и защищены от шума улицы деревьями. Все помещения группируются вокруг центрального двухсветного холла — своеобразного крытого внутреннего дворика с открытой лестницей, декоративным бассейном, зимним садом. Холл, который служит местом тихого отдыха, читальней, может быть объединен с помещением столовой, от которого его отделяет раздвижная перегородка, и использован для проведения вечеров отдыха, просмотров кинофильмов и т. д. Открытый в холл обходной коридор-галерея спальной замы отделен от него сплошной стеклянной стеной, которая обеспечивает необходимую звукоизоляцию палат.

Левый спальный корпус поднят на опоры, не нарушая цельности восприятия морского и горного ландшафта. Образующаяся площадка продолжается под правым корпусом в виде сквозной прогулочной галереи, ведущей к ба<сейну и композиционно отделяющей верхнюю, спальную часть корпуса от нижней, лечебной, объем которой расположен по уходящему вниз рельефу. Ансамбль дополняется курзалом, размещенным на склоне, ведущем к морю. Связь между санаторными корпусами и береговой полосой осуществляется с помощью системы лифтов и горизонтальных подземных галерей. На берегу моря запроектирован крупный комплекс для сна у моря, впервые оборудованный системой панельного отопления пола.

Несколько санаториев построены и строятся в городах Минераловодской группы курортов. Санаторий им. Калинина в Ессентуках — один из крупнейших санаторных комплексов. Два протяженных семиэтажных спальных корпуса, сдвинутые относительно друг друга и объединенные в торцах вестибюлем и поэтажными холлами образуют единый блок, господствующий над окружающей равнинной территорией. Светлое здание, завершенное легким силуэтом аэрария, наполнено светом и воздухом. Глубокие лоджии усиливают это ощущение. Спальные корпуса связаны короткими переходами с блоком столовой и кинозала, а также с двухэтажным лечебным корпусом, имеющим внутренний дворик для отдыха.

Простота и выразительность архитектуры, удобная связь между различными частями комплекса, тщательная функциональная проработка плана отличают этот проект, который дважды повторен в других районах страны.

В отличие от санатория в Ессентуках, санаторий «Дубовая роща» в Железноводске размещен на узком затесненном участке у самого подножия лесистого склона горы Железной, прорезанного крутым оврагом с текущим в глубине его ручьем. Все основные помещения санатория обращены к этому наполненному тишиной и прохладой участку территории; в сторону проходящего рядом магистрального шоссе выходят лишь коридоры и служебные помещена.

Санаторий им. Кирова в Пятигорске расположился на небольшой, отвесно обрывающейся террасе, затерявшейся в лесном массиве почти у самой вершины горы Машук. Протяженный пятиэтажный спальный корпус включает также клубные помещения и столовую, выделенные сплошным витражным остеклением, контрастирующим с сеткой лоджий спальной части здания. Основные помещения санатория обращены в сторону уходящего вниз склона. Из палат открывается панорама Главного Кавказского хребта с парящим над ним Эльбрусом. Комплекс, хорошо видимый с дальних расстоянии, главенствует над расстилающейся внизу долиной.

Санаторий в Яункемери расположен в дюнной зоне Рижского залива, густо поросшей вековыми соснами. Находящееся в непосредственной близости от моря, здание защищено от холодных ветров лесом, создающим в зоне санатория особенно благоприятный микроклимат. С крыши спального корпуса, стоящего на вершине дюнного холма, открывается великолепная панорама как в сторону моря, так и в сторону лесного массива. Оборудованная здесь воздухолечебница защищена от ветра стеклянными ограждениями.

К центральному корпусу санатория, вытянутому по гребню дюны, примыкают лечебный блок, бассейн, столовая, клубные помещения, поставленные поперек склонов холма. Умелое использование рельефа, характерное для местных архитектурных традиций, широкое применение естественных материалов для отделки и благоустройства территории содействовали созданию запоминающейся живописной композиции, которая гармонически вошла в своеобразную прибалтийскую природу.

Санаторий им. Герцена под Москвой — один из первых проектов Института. Небольшой белый параллелепипед спального корпуса, поставленный на высоком берегу излучины Москвы-реки, четко рисуется на темном фоне окружающего его со всех сторон густого соснового бора. Несколько суховатая структура фасада, состоящая из одинаковых ячеек-лоджий оживляется активным включением цвета. Полихромная интенсивная окраска лоджий контрастирует с пастельными тонами окружающего ландшафта, придает приподнятое оптимистическое звучание этому простому по структуре сооружению. Активное использование цвета характерно и для интерьера. Яркое мозаичное панно на одной из стен столовой — декоративный прием, получивший позже широкое распространение в интерьерах общественных зданий.

В Москве возводится монументальное здание лечебного комплекса, включающего стационар, поликлиническое отделение и лаборатории. Оборудованное самой совершенной техникой, это лечебное учреждение станет образцом, эталоном для строительства подобных сооружений. Здание состоит из трех лучей, в двух из которых размещаются помещения стационара, а в одном, большем — лаборатории. Пищеблок вынесен в верхний этаж. Нижняя часть здания отведена поликлинике и служебным помещениям. Административные помещения расположены в отдельном блоке.

Архитектура здания решена простыми средствами. Главная тема — ребристые вертикальные элементы, проходящие по всему периметру здания и служащие для солнцезащиты помещений. Благодаря своеобразной форме плана ребра по мере движения вокруг здания воспринимаются в постоянно меняющейся ритмике, оживляющей протяженные плоскости фасадов. Размеры и масштабный строй сооружения придают ему доминирующее положение в окружающей застройке.

Проектирование объектов лечебно-оздоровительного назначения, сооружаемых в самых различных природно-климатических условиях, в самом различном, часто уникальном природном окружении требует от авторов высокого профессионализма, композиционного чутья, умения видеть и понимать ландшафт.

Каждая работа в этой области вносит что-либо новое, интересное в коллективный опыт проектирования, способствует росту мастерства, обогащает творческую палитру архитектора.

Архитектор А. Розен

С использованием материалов из журнала «Архитектура СССР» № 7 за 1972 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос