Самовольный развод

Дата публикации или обновления 29.10.2021

Грехи человека

Грехи против седьмой заповеди

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7, 10-11). Развод возможен только законным порядком и по законным причинам. Причины эти могут быть или физические или нравственные. Физическую сторону здесь составляет: неспособность к супружескому соитию, если эта не способность была неизвестной до брака, а не приобретенной в результате болезни или несчастного случая после его заключения.

Но и тут «кто может вместить да вместит» (Мф. 19, 12), то есть лучшею жертвою Богу было бы пребывание в браке лица, смирившегося с таким недостатком своей законной половины. Нравственной же причиной развода может служить или обоюдное желание супругов принять монашество или прелюбодеяние одного из супругов. В 1918 году Поместный Собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие (более 5 лет), осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время юбилейным Архиерейским Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнен такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Изначально Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака (кроме вышеуказанных исключительных случаев, и то, неповелевающих, а только при нежелании страдающей стороны терпеть скорбей, разрешающих развод), основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19,6, 9).

Развод осуждается Церковью как грех, приносящий тяжкие душевные страдания и супругам и особенно детям. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для подтверждения гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признается возможным, по пасторскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невинной стороне. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения эпитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок эпитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос