Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинграда.

Дата публикации или обновления 18.01.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • В наследие от старого Петербурга, наряду с прекрасными архитектурными ансамблями, дворцами, особняками и относительно благоустроенным центром города, остались крайне неблагоустроенные рабочие окраины с трущобами, жилыми домами без водопровода, канализации, электрического освещения, кварталы без мостовых, тротуаров и других элементов благоустройства.

    Крайне велика была скученность населения в жилых домах рабочих кварталов. Часто в одной комнате жило по нескольку семей, широко практиковалась коечная система заселения комнат. В среднем жилая площадь на одного члена семьи рабочего не превышала 1,5—2,5 кв м, около 70% одиноких и 43% семейных рабочих снимало углы в комнатах, причем часть из них занимала одну койку или даже ее половину. Несмотря на крайне тяжелые жилищные условия, расходы на оплату жилья составляли в бюджете рабочего в среднем 18.8%. Снабжение города водой осуществлялось от двух водопроводных станций, оснащенных технически устарелым и сильно изношенным оборудованием. Централизованным водоснабжением от городского водопровода пользовались преимущественно центральные районы города между р. Невой и Обводным каналом, а также Васильевский остров, Петроградская сторона и часть Выборгской стороны.

    В окраинных рабочих районах городского водопровода, как правило, не было, и население пользовалось неочищенной водой из колонок заводских водопроводов или из ближайших водоемов. Не было в городе и канализации, отвечающей элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Антисанитарное состояние города приводило к вспышкам частых эпидемий дизентерии, брюшного тифа, холеры.

    Большинство улиц имело булыжное покрытие, значительная часть улиц не была замощена, и лишь около 7% улиц имело усовершенствованное покрытие — деревянные торцы. Город был беден зелеными насаждениями общественного пользования. Городские сады, бульвары и скверы занимали всего лишь 157 га. Уличное освещение было сосредоточено преимущественно в центре города. Лишь 18% всех фонарей были электрическими. Много улиц, главным образом па рабочих окраинах, не освещалось.

    Слабо развит был внутригородской пассажирский транспорт.

    В 1907 г. было открыто трамвайное движение, до этого по улицам Петербурга курсировала конка со скоростью 8 км в час, имелось около 20 тыс. извозчиков. Трамвайная сеть развивалась по территории города крайне неравномерно, рабочие окраины были оторваны от центра.

    Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Советской властью был осуществлен ряд мер, направленных на коренное улучшение условий жизни трудящихся. В декабре 1917 г. в Петрограде были изъяты из частной собственности капиталистические домовладения и переданы городскому Совету. Немедленно началось массовое переселение жителей трущоб и рабочих окраин в благоустроенные районы города, в квартиры, где жила буржуазия и дворянство, В течение первых лет после Октября было переселено в новые квартиры около 300 тыс. человек рабочего населения. Если до революции 16,7% петербургских рабочих проживало в подвалах, то уже в 1923 г. в подвальных помещениях оставалось всего 0,8% рабочих.

    За годы гражданской войны и интервенции городскому хозяйству Петрограда был нанесен значительный ущерб. Большое число деревянных домов и во многих случаях деревянные части каменных зданий были разобраны на топливо. Жилая площадь Петрограда сократилась почти на 3 млн. кв м. С окончанием гражданской воины началось восстановление городского хозяйства Петрограда.

    С 1924 г. ленинградцы приступили к новому жилищному строительству. Новые дома сооружались главным образом в Выборгском, Невском, Московском, Кировском районах. Строилась новая и заменялась старая деревянная канализационная сеть. Было начато строительство усовершенствованной канализации на Васильевском острове. Прокладывались новые трамвайные линии, связавшие окраины с центром. Закладывались сады и парки.

    В декабре 1931 г, Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров СССР опубликовали обращение ко всем партийным, советским, профсоюзным организациям Ленинграда, ко всем трудящимся города Ленина о необходимости превратить Ленинград в образцовый социалистический город, обеспечить решительный сдвиг вперед во всем жилищно-коммунальном хозяйстве города.

    Темпы жилищного и коммунального строительства в Ленинграде возрастали из года в год.

    За период от Великой Октябрьской социалистической революции до начала Великой Отечественной войны в Ленинграде были построены жилые дома общей площадью 3582 тыс. м 2. Новая жилая площадь достигла почти х/в части всего фонда старого Петербурга. В рабочих районах, на пустырях вырастали большие жилые массивы.

    Были осуществлены большие работы по водоснабжению, канализации, электроосвещению, связи, построены здания культурно-бытового назначения. Новые жилые дома совершенно изменили облик старых рабочих окраин. В Невском, Кировском и Московском районах половину всей жилой площади составляли к началу Великой Отечественной войны новые жилые дома. В Сталинском и Калининском районах свыше 1/3 жилого фонда районов было построено за годы Советской власти. Десятки новых трамвайных и автобусных маршрутов связали окраины города с центром.

    Увеличилась мощность водопроводных станций, значительно расширилась проводная сеть.

    К началу Великой Отечественной войны городское хозяйство Ленинграда по мощности, техническому уровню и по обслуживанию населения стояло на одном из первых мест в Советском Союзе.

    Длина трамвайных путей с 146,4 км в 1913 г. выросла до 529,6 км в 1940 г. Количество трамвайных вагонов увеличилось за этот период 4 раза.

    С 1926 г. организовано автобусное сообщение (в 1940 г. протяженность автобусных линий — 331 км).

    В октябре 1936 г. была сдана в эксплуатацию первая линия троллейбуса (в 1940 г. длина линий составляла 57,2 км).

    Площадь усовершенствованных мостовых увеличилась по сравнению с 1913 г. в 8 раз.

    Большие изменения произошли в санитарном состоянии города. Длина водопроводной сети по сравнению с 1913 г. возросла на 65%. Построена новая (южная) водопроводная станция, Василеостровская и Пороховская подстанции; подача воды в сеть возросла в 2,6 раза.

    Протяженность канализационной сети увеличилась в 2,1 раза. В 1934 г. была введена в эксплуатацию усовершенствованная канализация па Васильевском острове.

    Нападение немецко-фашистских захватчиков на Советский Союз приостановило работу по реконструкции городского хозяйства Ленинграда. Общий ущерб, причинённый городскому хозяйству войной, оценивался в 5,5 млрд. рублей. В результате бомбардировок, артиллерийских обстрелов, разбора деревянных домов на топливо, прекращения капитального ремонта и невозможности нормальной эксплуатации жилых домов, в особенности в условиях блокады, весь жилой фонд города был приведен в неудовлетворительное техническое состояние. Окончательно разрушено было около 16% довоенного жилого фонда города. Примерно такое же количество требовало больших восстановительных работ. Почти во всех домах были выведены из строя водопровод, канализация, центральное отопление. Водопроводная сеть за годы войны подверглась разрушению в 540, а канализационная сеть — в 265 местах. Выведены были из строя десятки километров трамвайных и троллейбусных линий, разбиты сотни трамвайных вагонов.

    В 1944 г. Советское правительство приняло специальное решение о восстановлении промышленности и городского хозяйства Ленинграда. За 1944—45 гг. в свободное от основной работы время ленинградцы отдали делу восстановления города более 52 млн. рабочих часов.

    Послевоенное восстановление городского хозяйства, в основном законченное в 1949 г., проводилось на базе передовой техники. За первые годы послевоенного периода (1946—48 гг.) увеличение жилого фонда Ленинграда шло главным образом за счет восстановления разрушенных во время войны жилых зданий. Новое массовое капитальное жилищное строительство в Ленинграде началось с 1947 г.

    Жилые здания в городе строились до 1951 г. преимущественно малоэтажные, в 2—3 этажа. С 1951 г. в Ленинграде было возобновлено строительство многоэтажных жилых домов в 5—7 этажей.

    Кроме того, населением за счет собственных средств и с помощью государственного кредита построено и введено в действие жилых домов общей площадью: за 1946 — 50 гг.— 43,8 тыс. м 2, и за 1951 — 56 гг. — 118,1 тыс. м 2. В 1956 г. построены жилые дома общей площадью 688 тыс. м 2.

    Одновременно с новым жилищным строительством большие работы производились по капитальному ремонту и благоустройству существующего жилого фонда. Затраты на капитальный ремонт и благоустройство жилого фонда местных Советов Ленинграда в пятой пятилетке возросли по сравнению с четвертой в 1,7 раза и составили 1 400 млн. руб.

    В соответствии с решением XX съезда КПСС и Декабрьского пленума ЦК КПСС (1956 г.), в шестом пятилетии резко расширяется жилищное строительство и ведутся крупные работы по капитальному ремонту существующего жилищного фонда. В шестой пятилетке в Ленинграде намечается построить жилые дома общей площадью около 5,5 млн. м 2, пли в 2 с лишним раза больше, чем в пятой пятилетке. Общин объем работ по капитальному ремонту жилого фонда намечается в размере 2,5 млрд. руб., или в 1,8 раза больше, чем в пятой пятилетке. Принимаются действенные меры к улучшению содержания, сохранению и улучшению старого жилого фонда.

    В широких масштабах проводятся работы по развитию водопровода и канализации. Мощность водопроводных станций возросла в 1956 г. против 1940 г. на 36%. За период пятой пятилетки среднесуточная подача воды в сеть увеличилась на 16%. Душевое потребление воды увеличилось по сравнению с 1917 г. почти в 3 раза.

    Значительно улучшилось качество подачи: воды. Централизованным водоснабжением охвачена вся территория города.

    Коренная реконструкция канализационного хозяйства центральной части города была начата в 1949 г. По набережным каналов и рек приступили к прокладке специальных коллекторов, которые примут хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды центральных районов города. По коллекторам воды пойдут на очистные станции, а отсюда будут выпускаться в устье Невы на расстоянии полутора — двух километров от берега. Закрытым способом, с помощью проходческого щита, завершена прокладка тоннельного коллектора по правому берегу р. Фонтанки на глубине от 10 до 18 м, протяжением 5,7 км. Сооружается канализационный коллектор по набережной Обводного канала. Это позволит в ближайшие годы прекратить выпуск сточных вод в Фонтанку, Обводный канал, а также ликвидировать значительное количество выгребных колодцев в домовых хозяйствах. Большие работы проведены по строительству водопровода а канализации в районах нового жилищного строительства.

    Очистка города — важная отрасль городского хозяйства. Уборка городских улиц и площадей — подметание, поливка, вывозка снега, посыпка песком, удаление домового мусора осуществляется с помощью большого числа специальных машин и устройств, общее количество которых в 1956 г. превысило 600 единиц. На улицах города работают подметальные машины с пневматическим обеспыливанием и увлажнением, самоходные машины для подметания тротуаров, моечно-поливочные машины, снегоочистительные машины с плугами и щетками, роторные снегоочистители, скребковые автопогрузчики, пескоразбрасыватели вибрационного типа, мусоровозы и контейнерные машины для вывозки бытового мусора и некоторые другие машины.

    Площадь городских улиц, убираемых с помощью механизмов, в сравнении с 1940 г. увеличилась: по поливке и мойке в 2 раза, по уборке снега в 11 раз и по посыпке песком в 4 раза.

    В 1956 г. комплексная уборка более одной трети улиц города производилась с помощью различных механизмов.

    За годы послевоенных пятилеток значительное развитие получил городской пассажирский транспорт. Если в 1940 г. троллейбус и автобус перевозили лишь 10% всех пассажиров, то в 1956 г. они перевозят 39%. Удельный вес пассажирских перевозок трамваем соответственно снизился с 90% в 1940 г. до 57% в 1956 г.

    Автобусы курсировали в 1956 г. на 72 маршрутах протяженностью 1 011 км. Ежедневно на линии выходило 680 автобусов (ремонт акпп).

    Протяженность троллейбусных линии достигла 135 км одиночного пути, работало 210 троллейбусов на 14 маршрутах города.

    Осуществляется техническое перевооружение ленинградского трамвая. За послевоенные годы построено 394 трамвайных вагона усовершенствованной конструкции.

    Значительное развитие получил таксомоторный транспорт — около 1 000 легковых такси ежедневно обслуживают население города.

    Наряду с развитием наземного транспорта в Ленинграде осуществлена уже основная часть строительства первой очереди подземной дороги — метрополитена им. В. И. Ленина. Магистраль, протянувшаяся на расстояние И км от площади Восстания до Автово, связала между собой пять районов города — Смольнинский, Куйбышевский, Фрунзенский, Ленинский, Кировский, соединила четыре вокзала — Московский, Витебский, Варшавский и Балтийский.

    Ленинградский метрополитен ежедневно перевозит в среднем 170 тыс. пассажиров.

    Широко развернуты работы по строительству линии метро от Московского до Финляндского вокзала, которая должна быть завершена в 1958 г.

    К началу шестой пятилетки процент усовершенствованных покрытий к общей замощенной площади улиц составил около 60% против 33% в 1940 г. Около 50 тыс. фонарей освещают город в вечернее и ночное время (на 60% больше, чем до войны).

    В Ленинграде более 300 мостов, в том числе через р. Неву и ее рукава имеется 20 больших мостов с разводными пролетами для пропуска крупных судов. Протяженность всех мостов превышает 10 км. В пятой пятилетке построено два новых крупных металлических моста взамен старых деревянных — Каменноостровский через р. Малую Невку и Ушаковский через р. Большую Невку. Построен новый мост через Фонтанку. Большие мосты — Гренадерский, первый и третий Елагинские — были реконструированы.

    Строится и в 1957 г. будет открыт для движения новый большой металлический мост Свободы через р. Б. Невку. В 1957 г. на Малой Невке взамен деревянного начато строительство нового моста Строителей.

    За послевоенный период в крупных масштабах осуществлялось озеленение города. В 1945 г. были заложены Московский и Приморский парки Победы в ознаменование победы над гитлеровской Германией. Эти парки превратились сейчас в мощные зеленые массивы на площади в 130 га. Построены новые сады и скверы: «Олимпия», имени 30-летня Октября, на площадях Ленина, Восстания, Революции, Растрелли. Возникли новые бульвары на улицах Чернышевского, Желябова, на проспектах Энгельса, Добролюбова, Лесном и в ряде других мест. Произведено озеленение улиц: Герцена, Маяковского, Пушкина, Бродского, Очаковской, проспекта Обуховской обороны и др. Ежегодно высаживается большое количество цветов.

    Площадь зеленых насаждений общего пользования — парков, садов, скверов и бульваров — увеличилась к началу шестой пятилетки против 1940 г. на 35%, а в сравнении с дореволюционным Петроградом в 9 раз и составляла на начало 1957 г. св. 4000 га. Большие работы по озеленению Ленинграда осуществляются в шестой пятилетке. Будут созданы новые парки во Фрунзенском, Василеостровском и Свердловском районах города; намечено построить 29 новых садов, 85 скверов, 25 бульваров и озеленить 167 улиц.

    За послевоенный период проведены большие работы по газификации города. Сразу же после окончания войны, в июне 1945 г., Советское правительство вынесло решение о восстановлении и развитии сланцевой промышленности Эстонской ССР и Ленинградской области и обеспечении газом Ленинграда. Построены заводы по выработке газа из сланцев, проложен газопровод протяженностью в 262 км для подачи газа в Ленинград с газосланцевых заводов Эстонской ССР.

    В городе проложено свыше 800 км газовой сети, построены крупные газгольдерные станции — газохранилища городской газовой сети; около 100 регуляторных станций распределяют и регулируют движение газа по городской сети к потребителям.

    Если в 1940 г. газом для бытовых нужд пользовалось небольшое количество квартир (24 тыс.), находящихся главным образом во Фрунзенском и Ленинском районах города, то к концу пятой пятилетки газ подавался во все районы города. На начало 1956 г. 86,7% жилого фонда города снабжалось газом. Потребление газа на бытовые цели составляет в среднем на одного жителя 260 м 3 в год.

    Полезный отпуск газа увеличился против 1940 г. почти в 15 раз. В шестой пятилетке на газовое топливо переводится большинство крупных промышленных предприятий города, котельные жилых домов, все учреждения культурно-бытового обслуживания населения, осуществляется газификация пригородов Ленинграда.

    Наряду с газификацией большое значение для улучшения бытовых условий-ленинградцев имеет теплофикация. К началу 1941 г. протяженность тепловых сетей города достигла 71 км, теплофицировано более 400 зданий — жилые дома, учреждения, театры, бани в Смольнинском, Фрунзенском, Куйбышевском, Дзержинском п Октябрьском районах. Начат переход к сплошной теплофикации кварталов и районов. К началу шестой пятилетки протяженность тепловых сетей достигла 142 км, а количество теплофицированных зданий по сравнению с довоенным временем увеличилось в 4 раза. В 1954 г. введена в эксплуатацию ТЭЦ ленинградского Металлического завода. За годы шестой пятилетки теплофикация должна возрасти более чем в 3 раза. Кубатура теплофицируемых зданий будет доведена до 115 млн. м 3 против 35 млн. м 3 в 1956 г.

    Далее: Пригороды Ленинграда.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос