Музыка в Ленинграде.

Дата публикации или обновления 01.03.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • Первые проявления музыкальной культуры Петербурга — народные песни, принесенные на берега Невы трудовым людом, согнанным для строительства нового города. К этим песням вскоре присоединились многочисленные народные песни петровского времени, отразившие события новой эпохи. Развитие профессиональной музыкальной культуры в Петербурге было связано с организацией при пехотных полках духовых оркестров (государственный указ от 19 февраля 1711 г.). Они обслуживали не только воинские части, но и гражданское население столицы.

    В 1713 г. по указу Петра I в Петербург был переведен из Москвы хор государевых певчих (позднее Придворная певческая капелла, ныне Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки). Придворные певчие совместно с военными музыкантами участвовали в различных празднествах и дворцовых церемониях. В 1729 г. был организован Придворный оркестр. Вскоре оркестровые ансамбли и капеллы появились и в частных домах.

    На службу в Петербург приглашалось много иностранных музыкантов — инструменталистов, певцов, капельмейстеров, композиторов (среди них видные композиторы — Б. Галуини, Т. Траэтта, Дж. Панзиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза); давали спектакли итальянские, французские, немецкие оперные труппы. Отечественные музыканты и певцы выдвигались из среды крепостных и разночинцев. Они проходили профессиональную выучку в Придворной певческой капелле, музыкальных классах Академии художеств, крепостных капеллах. Одно из характерных явлений музыкальной жизни второй половины 18 и первых десятилетий 19 вв. — роговые оркестры, в которых играли исключительно крепостные музыканты. Первый роговой оркестр был создан в Петербурге в 1751 г. чехом Яном Марсшом.

    В дворянских домах Петербурга получило распространение любительское музицирование — игра на клавикордах, скрипках, арфах, флейтах, гуслях и других инструментах, а также пение (сольное, ансамблевое). В 1759 г. (а может быть, десятью годами раньше) появляется первый отечественный печатный сборник романсов («российских песен») под названием «Между делом безделье» (на три голоса). Автором романсов был музыкант-любитель Г. Н. Теплов. Начало нотопечатания в Петербурге относится к 1730 Г. (песни и канты, отпечатанные в Фигурной палате Академии наук). 1789 г. ноты печатала типография Горного училища, позднее была организована нотопечатня Герстенберга и Дитмара. В последней четверти 19 в. выходят первые юрнпкн русских народных песен (В. Ф. Трутовского и Н. А. Львова — И. Прача).

    В развитии музыкальной культуры Петербурга большую роль сыграл театр. 30-х гг. 18 в. при дворе ставились музыкальные спектакли; 29 января 1736 г. итальянская труппа под руководством композитора Ф. Арайи показала оперу «Сила любви и ненависти» (музыка Ф. Арайи). В 1755 г. состоялось представление первой оперы на русский текст — «Цефал и Прокрис» того же композитора, либретто А. П. Сумарокова. В придворных спектаклях участвовали и русские певцы. Указом 1756 г. был учрежден публичный русский театр, на сцене которого в октябре 1757 г. состоялось балетное представление «Прибежище добродетели» (музыка Г. Раупаха). К концу 18 в. в столице существовало несколько театров, в которых наряду с драматическими пьесами шли оперы и балеты (см. очерк о театре).

    В оперном репертуаре последних десятилетий 18 в. все большее место занимают отечественные произведения. В комической русской опере ярко определилось реалистическое направление, зазвучал новый музыкальный язык, связанный с народной песенной мелодикой (произведения М. М. Соколовского, М. Матинского, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина и других).

    Е. И. Фомин, сын солдата, был командирован для завершения образования в Италию, как и два других выдающихся петербургских музыканта, выходца из Украины — воспитанники Придворной певческой капеллы М. С. Березовский (как и Фомин, он был удостоен звания члена Болонской филармонической академии) и Д. С. Бортняиский (руководитель петербургской Капеллы в конце 18 в. и первой четверти 19 в.). Вортпянскип известен как композитор церковной хоровой музыки и одновременно как автор инструментальных пьес, онер и патриотической кантаты «Певец во стане русских воинов», навеянной образами Отечественной войны 1812 г. Его современниками были О. А. Козловский, прославившийся своими полонезами и музыкой к трагедиям, и А. Н. Титов, оперный композитор.

    Выдающимся скрипачом-виртуозом второй половины 18 в. был И. Е. Хандошкин, написавший также ряд крупных и значительных произведений инструментальной музыки. В первой трети 19 в. много сделал для развития петербургской русской онеры и балета композитор и дирижер К. А. Кавос (родом из Венеции). Как талантливый мастер театральной музыки выдвигается в начале 19 в. С. И. Давыдов. В Петербурге начинали свою деятельность в области музыкального театра А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский.

    В 1802 г. было учреждено С.-Петербургское филармоническое общество, ставшее со временем крупной концертной общественной организацией (существовало по 1915 г.). В середине 19 в. концерты устраивали также «Симфоническое общество», «Концертное общество», устраивались воскресные «Музыкальные упражнения для студентов Университета». В столице существовало много любительских и полупрофессиональных музыкальных ансамблей. Большое значение имели частные музыкальные салоны, среди которых во второй четверти 19 в. выделялся салон братьев Виельгорскпх — Михаила Юрьевича (композитора) и Матвея Юрьевича (виолончелиста).

    В 19 в. в Петербурге протекает деятельность крупнейших русских композиторов. Здесь создавал свои произведения М. И. Глинка — основоположник русской музыкальной классики, автор гениальных опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» и столь же выдающихся симфонических пьес и романсов.

    Его ближайшим преемником явился А. С. Даргомыжский, создавший оперу «Русалка» и множество романсов н песен, отличающихся глубокой правдивостью музыкального выражения. В Петербург© сложилось знаменитое творческое содружество композиторов, известное под названием «Могучая кучка», вдохновлявшееся передовыми общественными идеями 60-х годов. Руководителем содружества был высокоодаренный и разносторонний музыкант — композитор, пианист и дирижер М. А. Балакирев, глашатаем его идеи — выдающийся художественный и музыкальный критик В. В. Стасов, одним из пропагандистов творческих принципов кружка — критик и композитор Ц. А. Кюп. Славу «Могучей кучки» создали три великих композитора — М. П. Мусоргский, автор непревзойденных по глубине реалистического выражения народных музыкальных драм («Борис Годунов», «Хованщина») и вокальных пьес; А. И. Бородки, творец эпических произведений (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония») и мастер камерной музыки (квартетов, романсов); Н. А. Рпмскпй-Корсаков, автор многочисленных опер — историко-бытовых («Царская невеста), сказочных («Снегурочка»), эпических («Садко»), сатирических («Золотой петушок»), блестящий художник оркестра, тонкий лирик. Балакирев и Рнмский-Корсаков руководили Придворной певческой капеллой, а также Бесплатной музыкальной школой, основанной в 1862 г. Балакиревым совместно с хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным. Эта просветительная организация сочетала в своей деятельности функции общедоступного учебного заведения (типа воскресных школ) и концертной организации.

    В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна — видного композитора и гениального пианиста — в Петербурге было учреждено Русское музыкальное общество, развернувшее систематическую концертную (симфоническую и камерную) деятельность. На протяжении почти 60 лет (по 1917 г.) с этим обществом были связаны крупнейшие события музыкальной жизни Петербурга. В концертах общества выступали многие выдающиеся русские и иностранные музыканты, исполнялись произведения отечественной и зарубежной музыки. В год своего основания общество открыло Музыкальные классы, на базе которых в 1862 г. А. Г. Рубинштейном была организована первая в России консерватория. С открытием этого высшего музыкального учебного заведения музыкальное образование в России получило прочные профессиональные основы. 15 консерватории сложились крупнейшие педагогические школы композиции (И. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов), пианизма (А. Н. Есппова, Ф. О. Лешетицкнй), скрипичного (Л. С. Ауэр), виолончельного (К. Ю. Давыдов), вокального (Г. Ниссен-Саломан, И. А. Ирецкая, С. И. Габель, К. Эверардн) искусства. Петербургская консерватория выпустила многих крупных музыкантов различных специальностей, работавших в столице и провинции. В ней получили образование и многие представители братских народов (украинского, армянского, грузинского, латышского и других), а также некоторые зарубежные музыканты.

    Первый выпуск консерватории дал П. И. Чайковского — величайшего русского симфониста и оперного драматурга, автора таких шедевров отечественного и мирового искусства, как оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестая («Патетическая») симфония и многих других произведений оркестровой, камерно-ансамблевой, хоровой и сольной вокальной музыки.

    В Петербурге работали виднейшие музыкальные критики — В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов (ученый и композитор), В. В. Стасов, Ц. А. Кюн, Г. А. Ларош, В. Г. Каратыгин и другие. В 1894 г. историком музыки Н. Ф. Финдейзеном была основана «Русская музыкальная газета», выходившая в Петербурге на протяжении четверти века. Среди петербургских нотопздательскпх фирм 19 и начала 20 вв. наиболее крупными были фирмы, основанные М. И. Бернардом (с 1829 по 1885 гг.), Ф. Т. Стелловским (с 1853 по 1886 гг.), В. В. Бесселем (с 1869 по 1918 гг.). Видный петербургский музыкально-общественный деятель М. П. Беляев основал в 1885 г. в Лейпциге музыкальное издательство, где печатались исключительно ноты русских авторов; он же основал в Петербурге абонементные Русские симфонические концерты (с 1885 г.) и Русские квартетные вечера (с 1891 г.). Вокруг Беляева сгруппировался кружок музыкантов. Наиболее значительные представители «беляевского» кружка — А. К Глазунов, автор монументальных симфоний, и А. К. Лядов, мастер оркестровых, фортепианных и вокальных миниатюр. В деятельности этого кружка принимал участие Н. А. Римский-Корсаков. Известными петербургскими композиторами были также А. С. Аренский и С. М. Ляпунов. В Петербурге начали свою творческую деятельность композиторы Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, пианист, дирижер и композитор Ф. М. Блуменфельд.

    Помимо ранее перечисленных музыкальных обществ, в Петербурге существовали: С.-Петербургское общество камерной музыки (1872—1915гг.), С.-Петербургский музыкально-драматический кружок любителей (основан в 1877 г.), С.-Петербургское общество музыкальных собраний (основапо в 90-х гг. 19 в.), Общество музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей (основано в 1899 г.), кружок «Вечера современной музыки» (1901—1912 гг.) и т. п. В симфонических концертах выступал Придворный оркестр; циклы симфонических и камерных концертов проводили пианист и дирижер А. И. Зилоти(с 1903 по 1917гг.), известный контрабасист и дирижер С. А. Кусевпцкий, приезжавший из Москвы со своим оркестром (с 1910 по 1916 гг.). В 1860 г. был создан Марнпискнй театр. Большие заслуги в его развитии принадлежат дирижеру Э. Ф. Направнику, чеху по национальности, работавшему здесь свыше полустолетня (1863—1916 гг.). В Марпннском театре были собраны лучшие артистические силы, составлявшие гордость отечественного оперного и балетного искусства, среди них — певцы О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, М. И. Фигнер, Н. Н. Фигнер, И. В. Ершов, М. А. Славина, Ф. И. Шаляпин п балетные артисты (см. очерко балете). В 1912—1919 гг. в Петербурге существовал Театр музыкальной драмы, основанный режиссером И. М. Лапицким; в нем выступали дирижер М. А. Бихтер, певцы А. И. Мозжухин, М. И. Бриан, Л. В. Собинов и другие.

    Петербург всегда привлекал внимание зарубежных музыкантов. Здесь гастролировали знаменитые пианисты, скрипачи, виолончелисты, дирижеры, певцы, сюда приезжали композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Р. Вагнер. В 1862 г. в Мариинском театре была поставлена опора «Сила судьбы» Дж. Верди, специально заказанная итальянскому композитору дирекцией императорских театров. В 1870 г. там же была впервые показана в новой (3-й) редакции опера «Проданная невеста» чешского композитора Б. Сметаны. На крупнейших оперных сценах Петербурга в течение многих сезонов давали спектакли итальянские и французские труппы. Однако наряду с благотворным влиянием прогрессивного зарубежного искусства наблюдались и отрицательные явления, связанные с односторонним увлечением великосветской публики модным иностранным оперным репертуаром и салонно-виртуозной музыкой, пренебрежительным отношением к отечественному искусству. Зависимость дирекции императорских театров и дирекции императорского Русского музыкального общества от придворных кругов создавала большие трудности для развития отечественного искусства, о чем свидетельствует тернистый путь опер Глинки («Руслан и Людмила»), Даргомыжского («Русалка»), Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Римского-Корсакова («Садко»), а также отстранение Балакирева от руководства симфоническими концертами Русского музыкального общества.

    Передовые русские музыканты Петербурга упорно боролись против «нталомаиин» в оперном театре, за развитие национальной музыкальной культуры, за принципы реализма и народности. Из общественных выступлений петербургских музыкантов следует особо выделить события 1905 г. в Петербургской консерватории: присоединение учащихся консерватории к февральской всеобщей политической забастовке петербургских студентов, мужественная защита Римским-Корсаковым исключенных учащихся, удаление Римского-Корсакова из состава профессуры, уход из консерватории ряда видных педагогов в знак солидарности с ним, постановка силами учащихся под руководством Глазунова оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», вылившаяся в общественно-политическую демонстрацию, требование освобождения консерватории от опеки со стороны дирекции Русского музыкального общества, получение консерваторией автономии в ноябре 1905 г., возвращение «мятежных» профессоров.

    Многие петербургские музыканты — композиторы (Глинка, Чайковский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков и другие) и исполнители (пианисты — А. Г. Рубинштейн. А. Н. Есипопа, В. В. Тиманова, виолончелисты — К. 10. Давыдов, А. В. Вержбилович, скрипачи — А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, вокалисты — Д.М. Леонова, Н.Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин, И. А. Алчевский и другие) выезжали за границу, знакомили иностранных слушателей с достижениями русской музыки. С большим успехом выступали за границей петербургские музыкальные коллективы: оркестр кавалергардов на международном конкурсе военных оркестров в Париже в 1867 г.; великорусский оркестр, организованный в 1898 г. в Петербурге балалаечником-виртуозом, страстным пропагандистом русской народной музыки В. В. Андреевым (ныне этот оркестр народных инструментов носит его имя); струнные квартеты и другие ансамбли.

    С 1907 г. силами преимущественно петербургских артистов в Париже и Лондоне проводились т. н. русские сезоны (симфонические концерты, оперные и балетные спектакли), показавшие блистательный расцвет русского искусства.

    В первые десятилетия 20 в. обостряются противоречия петербургской музыкальной жизни. Наряду с замечательными творческими достижениями, высоким исполнительским мастерством, передовыми художественными исканиями все резче обнаруживаются симптомы идейного кризиса, ложные модернистские увлечения, уход в академизм, эстетство. Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала подъем национальной музыкальной культуры, внесла новое содержание в деятельность всех музыкальных учреждений Петрограда. В декабре 1917 г. Мариииский театр был объявлен государственным (с 1920г. — Академический театр оперы и балета, с 1935 — имени С. М. Кирова).

    В 1918 г. начал свою деятельность новый государственный оперный театр — б. Михайловский (ныне Академический Малый оперный театр). В том же году правительственным декретом Петроградская консерватории была приравнена к высшим учебным заведениям. Придворный оркестр, переименованный в марте 1917 г. в Государственный, позднее вошел в состав Петроградской филармонии, открытой 12 нюня 1921 г. торжественным симфоническим концертом (дирижер — Э. А. Купер). В общую систему государственных учреждений была введена и Академическая хоровая (б. Придворная певческая) капелла. Были открыты новые учебные заведения, образованы новые музыкальные коллективы (среди них струнный квартет имени А. К. Глазунова, в 1919 г.), новые музыкальные издательства (ныне отделение Музгиза; в 1957 г. организовано также отделение всесоюзного издательства «Советский композитор»). Двери музыкальных театров, концертных залов, учебных заведений широко открылись для трудящихся.

    Уже в первые годы после революции начали появляться новые произведения, насыщенные революционным содержанием. Так, в одном из петроградских клубов в 1918 г. был поставлен одноактный балет «Карманьола», написанный Б. В. Асафьевым к первой годовщине Октябрьской революции. Широко практиковались постановки больших массовых действ на ступенях знаменитой лестницы Фондовой биржи (режиссер С. Э. Радлов). В 1918 г. в воипских частях был организован большой сводный хор (около 800 чел.), исполнявший народные песпи. В середине 20-х гг. на сценах ленинградских музыкальных театров появляются первые советские оперы на современную тематику.

    В 1935 г. впервые была поставлена опера «Тихий Дон» И. И. Дзержинского. Она шла на сцене Малого оперного театра, который неустанно работал с советскими композиторами над созданием новых произведений и заслужил название «лаборатории советской оперы».

    В этом театре в 1955 г. была поставлена опера «Война и мир» С. С. Прокофьева (2-я редакция); в 1-й редакции опера была показана в 1946 г. в театре имени С. М. Кирова, в котором увидел свет также ряд других советских опер, в том числе «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1955 г.). В театре имени С. М. Кирова с конца 20-х гг. ставится ряд новых балетов советских композиторов (Р. М. Глиура, Б. В. Асафьева, А. М. Балаичивадзе, А. А. Крейна, С.С. Прокофьева и др.). Среди них — «Пламя Парижа» (1932 г.) и «Бахчисарайский фонтан» (1934 г.) Б. В. Асафьева, «Ромео и Джульетта» (1940 г.) и «Каменный цветок» (1957 г.) С. С. Прокофьева, «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого (1940 г., 2-я редакция — 1955 г.), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1956 г.). Ряд балетов (М. И. Чулаки, К. Караева и др.) был поставлен и Малым оперным театром.

    Одновременно театры заботятся о расширении репертуара оперной и балетной классики. Значительным достижением Академического театра оперы и балета явилась новая постановка «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, осуществленная в том виде, как ее задумал композитор, без позднейших редакционно-стилевых наслоений (премьера — 16 февраля 1928 г.). Это был результат большой исследовательской работы советских музыковедов П. А. Ламма и Б. В. Асафьева и творческих усилии коллектива театра (дирижер В. А. Дранишников, режиссер С. Э. Радлов, художник В- В. Дмитриев). Разнообразный классический и современный репертуар представлен и в программах симфонических, камерных, хоровых концертов ленинградских музыкальных коллективов и солистов. Большой цикл концертов провела Ленинградская филармония в 1927 г. к столетию со дня смерти Л. Бетховена. В концертах участвовало много выдающихся советских и зарубежных музыкантов (среди последних — дирижеры О. Клемперер, Г. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер, А. Коутс, скрипач Ж. Сигетти, пианист А. Боровский).

    Широко были отмечены юбилейные даты П. И. Чайковского в 1940 г., Н. А. Римского-Корсакова в 1944 г., М. И. Глинки в 1954 г. и др. Важное значение имеет активная пропаганда Филармонией творчества советских композиторов. Многие крупные сочинения советских симфонистов (Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачева и др.) впервые прозвучали в Ленинграде. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии в 40 —50-х гг. несколько раз успешно гастролировал в Москве, а также за рубежом, снискав заслуженную славу одного из лучших современных оркестров. Славные традиции отечественного хорового искусства продолжает Академическая хоровая капелла, выступающая в различных городах Советского Союза и за рубежом с самостоятельными концертами и в симфонических концертах. Ею впервые исполнены многие монументальные произведения советской хоровой и кантатно-ораториальной музыки. Плодотворно работает музыкальная школа при капелле, воспитывающая будущих мастеров хора. Значительное место в музыкальной жизни города занимает областное музыкальное радиовещание.

    Ленинград выдвинул целый ряд выдающихся исполнителей. Среди них дирижеры — В. А. Дранишников, Е. А. Мравинский; хоровые дирижеры — М. Г. Климов, И. В. Немцев, пианисты — Л. В. Николаев, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Н. И. Голубовская, скрипач М. Б. Полякии, виолончелист Д. Б. Шафран, органист И. А. Браудо, камерные певицы — М. И. Бриан, 3. П. Лодий и плеяда замечательных оперных артистов — от народных артистов СССР П. 3. Андреева, И. В. Ершова, Г. М. Нэлеппа, С. И. Преображенской и кончая талантливой молодежью наших дней. В театре им. С. М. Кирова работали дирижеры В. А. Дранишников, А. М. Пазовскпй, Д. И. Похптонов, Б. Э. Хайкин, ныне — Э. П. Грикуров, С. В. Ельцин, в Малом оперном театре — С. А. Самосуд и др., ныне - Г. А. Дониях.

    В 20-е гг. в Ленинградской консерватории начался процесс перестройки. Была осуществлена реформа учебных планов, приглашен ряд новых педагогов, открыты новые факультеты, отделения, студии, введена аспирантура. В консерватории преподавали видные музыканты — директор консерватории с 1905 по 1928 гг. А. К. Глазунов (инструментовка, затем камерный ансамбль), Б. В. Асафьев (история и теория музыки), М. О. Штейнберг и В. В. Щербачев (композиция), Л. В. Николаев и С. И. Савшинский (фортепиано), Е. В. Вольф-Израэль» и А. Я. Штример (виолончель), М. И. Буяновский (валторна), А. Г. Васильев (фагот), П. И. Волков (тромбон). В консерватории созданы научно-исследовательские работы по вопросам музыкознания, теории и истории исполнительства. Комбинат Ленинградской государственной консерватории имени И. А. Римского-Корсакова состоит из вуза, училища п школы-десятилетки; здесь обучается около двух тысяч молодых музыкантов из разных городов Советского Союза, а также из стран народной демократии. Кроме того, в Ленинграде работают еще два музыкальных училища (Музыкально-педагогическое и имени М. П. Мусоргского) и десять районных детских музыкальных школ (пятёрка.ру).

    Характерна история музыкальной школы Ленинского района. В 1919 г. группа рабочих Путиловского (ныне Кировского) завода обратилась к В. И. Ленину с просьбой открыть школу, в которой дети рабочих могли бы получить художественное и музыкальное образование. В 1920 г. такая школа была открыта по специальному указанию Ленина. Первоначально она называлась художественной студией Москов-ско-Нарвского района. В настоящее время это одна из лучших музыкальных школ Ленинграда. В области музыкознания большую работу проводит музыкальный сектор Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (создай в 1937 г. на основе Института истории искусств, существовавшего с 1912 г.). В Институте работали В. В. Асафьев, А. С. Рабинович, А. В. Оссовский, В. Г. Каратыгин, И. И. Соллертинский и другие крупные музыковеды.

    В Институте русской литературы (Пушкинский дом) Академии паук СССР находится фонограмм-архив, наечнтынающий около 25 тысяч звуковых записей произведений народного творчества на 80 языках народов СССР. Записи эти были сделаны во время песенных экспедиций частично дореволюционными фольклористами (Е. Э. Липовой и др.), затем советскими музыковедами (3. В. Эвальд, Е. В. Гиппиусом и др.) и литературоведами (А. М. Астаховой и др.).

    История советского музыкального творчества в Ленинграде представляет сложную картину взаимодействия и борьбы различных стилевых направлений и школ. В середине 20-х гг. в Ленинграде была образована Ассоциация современной музыки, придерживавшаяся позиций модернизма, в конце 20-х гг. — Ассоциация пролетарских музыкантов, узко и упрощенно рассматривавшая проблемы советского музыкального искусства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организации» от 23 апреля 1932 г. в Ленинграде, как и в других крупных центрах страны, был создан Союз советских композиторов, объединивший в своих рядах все активные творческие силы композиторов и музыковедов. В Ленинграде работали композиторы Б. В. Асафьев, И. О. Дунаевский, Г. Н. Попов, Г. В. Свиридов, Л. А. Ходжа-Эйнатов, М. И. Чулаки, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачев.

    В годы Великой Отечественной войны, в труднейших условиях блокады Ленинграда, многие творческие работники продолжали здесь свою музыкальную деятельность. В 1941 г. Д. Д. Шостакович, один из крупнейших композиторов современности, работал в осажденном Ленинграде над Седьмой симфонией. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», — писал композитор (газ. «Правда», 1942, 29 марта). Эта симфония была исполнена в Ленинграде 9 августа 1942 г. оркестром Радиокомнтета под управлением К. И. Элиасберга. «Песню о Ленинграде» для хора и симфонического оркестра и много боевых песен для фронтовиков написал в осажденном городе-герое композитор Ю. В. Кочуров. В родном городе выступал пианист В. В. Софроницкий. Интенсивно работал в 1941—42 гг. в Ленинграде крупнейший советский музыковед (с 1943 г. — академик) Б.В. Асафьев. Некоторые композиторы с оружием в руках защищали советскую отчизну, родной Ленинград.

    Основные музыкальные учреждения, исполнительские организации, многие деятели искусств были эвакуированы из Ленинграда в различные области страны, где продолжали интенсивную деятельность. В эти годы возросла творческая активность композиторов-ленинградцев. Широкое распространение получили многие песни В. П. Соловьева-Седого. В Ленинграде концертную работу в военных частях, госпиталях, на заводах и т. п. вели различные малые ансамбли и коллективы. После возвращения в Ленинград из эвакуации консерватории, филармонии, капеллы, оперных театров деятельность этих учреждений развернулась с новой силой.

    Композиторы Ленинграда написали большое количество произведений в различных музыкальных жанрах: симфонии, балеты, оперы, кантаты, квартеты, хоры, романсы, песни, музыка для кинофильмов и драматических спектаклей и т. д. После постановления ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба" В. Мурадели» от 10 февраля 1948 г. значительно обогатилась творческая деятельность ленинградских композиторов и музыковедов. В настоящее время в Ленинградское отделение Союза композиторов СССР входят 116 композиторов и музыковедов. Среди них композиторы — Б. А. Арапов, В. В. Волошннов, И. И. Дзержинский, А. С. Животов, Г. Н. Носов, А. Ф. Пащенко, В. В. Пушков, В. Н. Салманов, В. П. Соловьев-Седой, О. С. Чишко; музыковеды — В.М. Богданов-Березовский, М.С. Друскин, Ю.А. Кремлев, X. С. Кушнарев, Ю. Н. Тюлин и другие, а также представители молодого поколения.

    В Ленинграде существует широко развитая сеть самодеятельных музыкальных коллективов, в которых участвует свыше 70 тысяч рабочих и служащих. Многие из этих коллективов достигли высокого художественного уровня исполнения. Оперный коллектив Дома культуры имени С. М. Кирова поставил оперы «Тихий Дон», «Царская невеста», «Фауст». Детский хореографический коллектив при Доме культуры им. М. Горького осуществил постановку нескольких балетов советских композиторов (в т. ч. «Заветная яблонька» А. П. Петрова, 1953 г.). Один из крупнейших самодеятельных хоров работает при Ленинградском университете имени А. А. Жданове. Молодежный самодеятельный хор, созданный при Ленинградской консерватории, занял одно из первых мест на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в защиту мира в Берлине (1951 г.).

    Далее: Балет в Ленинграде.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос