Ленинград в период социалистической индустриализации и предвоенные пятилетки (1929—1941 гг.).

Дата публикации или обновления 13.01.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • Первый пятилетний план поставил перед советским народом задачу созданий экономического фундамента социалистического общества — первоклассной тяжелой индустрии и крупного машинизированного сельского хозяйства в форме колхозов и совхозов. Ленинграду, как крупнейшему индустриальному центру страны, отводилась одна из главных ролей в решении задач первой пятилетки.

    Рабочие Ленинграда, особенно ленинградские комсомольцы, были застрельщиками массового социалистического соревнования. Ленинградский комсомол явился инициатором создания ударных бригад. Особенно большого размаха достигло соревнование после опубликования в «Правде» 20 января 1929 г. статьи В. И. Ленина «Как организовать соревнование?» (написанной 7—10 января 1918 г.). В Ленинграде бригада обрубщиков коммуниста М. Путина в трубном цехе завода «Красный выборжец» заключила первый в истории договор на социалистическое соревнование. В марте 1929 г. рабочие «Красного выборжца» обратились через газету «Правда» ко всем фабрикам и заводам Советского Союза с призывом включаться в социалистическое соревнование. Вслед за «Красным выборжцем» в соревнование вступили «Красный Путиловец», «Балтийский завод», Металлический завод, Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина, «Электроаппарат», «Печатный двор», фабрика имени Желябова и др. Социалистическое соревнование охватило коллективы большинства заводов и фабрик города. Московско-Нарвский район заключил договор с Краснопресненским районом Москвы. Выборгский район вступил в социалистическое соревнование с Бауманским и Рогожско-Симоновским районами Москвы.

    Маляр ленинградского Пролетарского завода П. Слободчиков внес предложение провести в стране воскресник — «День индустриализации». Заработок за этот день должен был поступить в фонд индустриализации. 6 августа 1929 г. на предприятиях СССР был проведен массовый воскресник, в результате которого в фонд социалистической индустриализации было отчислено 20 млн. руб. Полмиллиона рабочих и служащих города в этот день с энтузиазмом трудились на предприятиях и в учреждениях.

    В июле 1929 г. рабочие Балтийского завода обратились к Советскому правительству с предложением выпустить государственный заем, чтобы ускорить дело индустриализации страны.

    В 1930 г. на заводах и фабриках Ленинграда возникла новая форма социалистического соревнования — встречное планирование, инициатором которого выступил коллектив машиностроительного завода имени К. Маркса.

    В феврале 1931 г. по почину рабочего П. Каинова в литейном цехе ленинградского завода имени В. И. Ленина была создана первая хозрасчетная бригада, которая положила начало массовому движению за внедрение бригадного хозрасчета.

    Ленинградцы помогали рабочим предприятий других городов Советского Союза. Претворяя в жизнь ленинское указание о взаимопомощи в социалистическом соревновании, коллектив «Красного Путиловца» в 1930 г. организовал «общественный буксир» в помощь рабочим Сталинградского тракторного завода.

    В конце 1931 г. ленинградцы выступили инициаторами техпромфинплана. Трудящиеся Ленинграда с энтузиазмом боролись за претворение в жизнь лозунга «Пятилетку — в четыре года!». К концу 1931 г. промышленность Ленинграда по объему продукции достигла 101,1% задания пятилетнего плана. Пятилетний план был выполнен как в суммарном (денежном) выражении, так и по снижению себестоимости, повышению производительности труда. В ноябре 1931 г. выпуском 34-тысячного трактора досрочно завершил пятилетку «Красный Путиловец». Улучшились материальные условия рабочих и служащих. Средняя заработная плата ленинградских рабочих в 1931 г. возросла на 42% по сравнению с 1927/28 г. В начале 1930-х гг. в Ленинграде, как и во всей стране, исчезла безработица.

    Общий объем продукции ленинградской промышленности к концу 1932 г. превысил задания пятилетки на 19,2%.

    Такие предприятия как «Красная заря», «Севкабель», «Электросила», «Электрик», завод имени К. Маркса, «Красный треугольник», фабрика имени Володарского, «Красный ткач» выполнили свои пятилетние планы за два с половиной года. Успехи промышленности города, выполнившей первую пятилетку в три года, получили высокую оценку в Обращении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 3 декабря 1931 г.

    В результате выполнения заданий первой пятилетки выпуск промышленной продукции Ленинграда увеличился в 3 раза и в 4,3 раза превысил объем продукции 1913 г. Весьма сильное развитие получили такие ведущие отрасли промышленности как машиностроение, судостроение, электропромышленность, химическая промышленность, оптика. 72% всей промышленной продукции города составляла продукция предприятий тяжелой индустрии.

    Большой вклад в развитие отечественной энергетики внес завод «Электросила». В первую пятилетку коллектив этого завода перешел от выпуска турбогенераторов в 10 тыс. кет к выпуску турбогенераторов в 50 тыс. квт.

    Заводы Ленинграда сыграли важную роль в освобождении страны от необходимости импортировать многие виды зарубежных машин, приборов, инструментов.

    Созданный в годы первой пятилетки Карбюраторно-арматурный завод, оборудованный новейшей техникой, выпустил в первом году второй пятилетки более 150 тыс. карбюраторов. Тем самым была ликвидирована необходимость импорта карбюраторов, этой важнейшей части двигателя внутреннего сгорания.

    В результате достижений электротехнических предприятий Ленинграда исчезла необходимость импорта радиопередающей аппаратуры и приборов к ней. Большим достижением в освоении новейшей радиотехники явилось создание на заводах Ленинграда оборудования для широковещательной станции мощностью 500 квт.

    В период первой пятилетки в Ленинграде было освоено более 200 новых видов продукции. В апреле 1931 г. Ижорский завод выпустил первый блюминг, созданный в рекордно-короткий срок — за 8 месяцев 27 дней. 656 передовиков производства — непосредственных создателей блюминга — вступили в ряды Коммунистической партии.

    Осуществляя коренную реконструкцию старых предприятий в годы первой пятилетки, ленинградцы создавали новые цехи и новые заводы. Введены были в строй новый комплекс тракторных цехов на «Красном Путиловце», турбинный корпус на Металлическом заводе, сталелитейный цех на заводе имени В. И. Ленина, Невский химический комбинат, завод линотипов (ныне завод полиграфических машин), новые цехи и стапели на судостроительных заводах, завод пишущих машин и многие другие. Основной капитал ленинградской промышленности был обновлен более чем на одну треть.

    В годы первой пятилетки ленинградцы принимали активное участие в строительстве и оснащении Днепрогэса, канала Москва — Волга, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, Московского метрополитена, в освоении новых нефтяных районов «Второго Баку».

    Выпуская новейшие машины и сложнейшую аппаратуру, ленинградцы одновременно помогали освоению этих производств в других промышленных городах страны. После почина «Красного Путилоица» тракторы начали производиться тракторными заводами Харькова, Сталинграда, Челябинска. На «Красном Путиловце» родились первые советские легковые автомобили, В дальнейшем их производство началось на автозаводах Москвы и Горького. Вслед за Ижорским заводом производство блюмингов было освоено на Краматорском заводе и Уралмашзаводе. Первые советские турбины были выпущены Металлическим заводом, впоследствии турбостроение развернулось в Харькове.

    Значительно возросло электроснабжение Ленинграда. Станции Леиэнерго в 1928 г. выработали 264 млн. квт-ч электроэнергии, в 1932 г. — 1144 млн. квт-ч.

    На базе тяжелой индустрии развивалась и легкая промышленность Ленинграда. В конце первой пятилетки ее удельный вес составлял около 14% всей продукции легкой промышленности Советского Союза, в том числе на швейную приходилось 15%, трикотажную — 17%, обувную — 24,5%. Больше чем втрое выросла продукция швейных фабрик, почти в 2 раза увеличился объем продукции кожевенно-обувных предприятий.

    Отмечая успехи социалистической реконструкции Ленинграда, С. М. Киров на XVII съезде ВКП(б) (1934 г.) с гордостью говорил, что в Ленинграде остались старыми только славные революционные традиции петербургских рабочих, все остальное стало новым.

    Одновременно с социалистической индустриализацией Ленинграда преодолевалась промышленная отсталость всего Северо-Западного района страны. Большое развитие в этом районе получила добыча торфа, гдовских сланцев, боровичских и селижаровских бурых углей, алюминиевая промышленность (на волховских бокситах), стройматериалов, рыбоконсервная, пищевая и др. При помощи ленинградской промышленности и силами ученых, инженеров, техников и рабочих Ленинграда развернулось освоение природных богатств Кольского полуострова.

    Большую роль сыграли трудящиеся Ленинграда в коллективизации сельского хозяйства страны. Рабочие Ленинграда, наряду с шефством над 65 районами Ленинградской области, приняли шефство над 69 районами Центрально-Черноземной области, Сибири, Нижнего Поволжья, Узбекистана, Туркмении, Дагестана, Бурят-Монголии и др.

    В числе 25-тысячников было более 4,6 тыс. ленинградцев. В районы сплошной коллективизации выехало свыше 2 тыс, человек для укрепления сельских советов. Более 300 председателей колхозов в Ленинградской области являлись бывшими ленинградскими рабочими. За годы первой пятилетки в Ленинграде было подготовлено более 4 тыс. трактористов и 20 тыс. работников других специальностей для колхозов.

    В период первой пятилетки проводилась реконструкция Ленинградского торгового порта. Экспортные операции, проводимые через Ленинградский порт, в полтора раза превысили показатели последнего дореволюционного пятилетия (2 985,2 тыс. т в год против 2061,6 тыс. т в год в 1909—1913 гг.). Реконструкция портового хозяйства позволила одновременно принимать до 200 кораблей.

    Успешно выполняя важнейшие народнохозяйственные задачи, ленинградцы уделяли большое внимание жилищному строительству и благоустройству города. Развернулось благоустройство рабочих окраин. Нарвская, Московская, Невская заставы и Выборгская сторона превратились в огромные строительные площадки, здесь создавались жилые кварталы, сады, прокладывались новые магистрали. На местах свалок и пустырей были построены дома культуры, клубы, школы, магазины, фабрики-кухни, бани, административные здания. В результате строительных работ общая протяженность улиц Ленинграда выросла с 600 км в 1910 г. до 961 км в 1931 г.

    Однако городское хозяйство Ленинграда отставало от бурного роста численности населения. В 1928 г. в Ленинграде было 1,7 млн. жителей; в 1930 г. — свыше 2 млн. чел.; в 1932 г. — свыше 2,6 млн. чел. Рост населения шел главным образом за счет привлечения новых рабочих на предприятия Ленинграда. На фабриках и заводах города в 1910 г. работало 224 тыс. рабочих, в 1928 г. — 235 тыс., в 1931 г. — 427 тыс., в 1932 — 507 тыс. рабочих.

    Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед Ленинградским городским комитетом партии и Ленинградским советом задачу — в 1932 г. приступить к реконструкции городского хозяйства. В жилищно-коммунальное хозяйство Ленинграда в 1932 г. вкладывалось 290 млн. руб. (в 1931 г. — 70 млн. руб.).

    Новые успехи социалистического строительства были достигнуты в Ленинграде в годы второй пятилетки.

    План второй пятилетки, предусматривавший огромное расширение производства ленинградской промышленности, был выполнен досрочно. Предприятия Ленинграда выпустили продукции более чем на 28 млрд. руб., против 14 млрд. руб. за первую пятилетку. В результате выполнения двух пятилеток продукция крупной промышленности в 1937 г. в 9 раз превысила уровень довоенного 1913 г. и была (в неизменных ценах) равна выпуску всей промышленности дореволюционной России.

    Во второй пятилетке в основном была закончена техническая реконструкция предприятий Ленинграда. Продукция ленинградских предприятий тяжелой промышленности возросла в 2 раза и почти в 14 раз превысила уровень 1913 г. Продукция Кировского завода в 1936 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась в 13 раз, продукция «Красной зари» — в 25 раз, «Скорохода» — в 11 раз, фабрики «Красное знамя» — в 33 раза и т. д.

    Около 80% промышленной продукции города производилось на фабриках и заводах, построенных или полностью реконструированных при Советской власти. Лицо экономики города определяла тяжелая индустрия. В то же время быстро росли легкая и пищевая промышленность. В Ленинграде были построены такие гиганты пищевой индустрии, как мясокомбинат имени С. М. Кирова и молококомбинат, рассчитанный на ежесуточную переработку 432 тыс. л молока. К концу второй пятилетки удельный вес продукции предприятий Ленинграда составлял 12% в общем объеме Промышленной продукции страны, в том числе по выпуску гидротурбин — 91%, турбогенераторов — 82%, прямоточных котлов — 100%, паровых котлов — 30%, резиновой обуви — 70%, бумаги — 24,5% и т. д. За годы второй пятилетки выпуск изделий трикотажной промышленности по сравнению с 1913 г. увеличился в 26 раз, швейной — в 40 раз, мебельной — в 23 раза. Продукция пищевой промышленности за годы первых двух пятилеток увеличилась в 5,5 раза.

    В период второй пятилетки ленинградские рабочие, техники и инженеры достигли больших успехов в освоении новейшей техники. Росла квалификация рабочих, повышался их культурно-технический уровень. На -ленинградских предприятиях для рабочих основных профессий были созданы различные кружки технического минимума. В августе — сентябре 1935 г. в стране возникло стахановское движение. Вслед за донецким забойщиком А. Стахановым, зачинателем движения новаторов в легкой промышленности СССР выступил ленинградец М. Сметании. 21 сентября 1935 г. перетяжчик обувной фабрики «Скороход» Сметания поставил выдающийся для того времени рекорд, затянув в смену 1400 пар обуви (в октябре Сметанин довел выработку до 1860 пар за смену). Его примеру последовали многие рабочие. О массовости движения новаторов ярко свидетельствуют такие цифры: в 1935 г. средняя выработка на одного рабочего в день на «Скороходе» была 3,76, а в 1940 г. — 7,67 пары обуви.

    В годы второй пятилетки развернулось начатое в 1935 г. на заводе имени В. И. Ленина, Кировском заводе, «Красном треугольнике» и ряде других предприятий движение отличников, сдающих продукцию только высокого качества.

    Многие передовики производства, показавшие спою политическую зрелость и техническую подготовленность, в это время были выдвинуты на руководящую государственную, партийную и хозяйственную работу.

    Успехи, достигнутые Ленинградской парторганизацией, рабочими, служащими, учеными Ленинграда в период первой и второй пятилеток, связаны со славным именем Сергея Мироновича Кирова, верного ленинца, возглавлявшего большевиков Ленинграда на протяжении 9 лет.

    1 декабря 1934 г. С. М. Киров погиб от вражеской руки. Ленинградцы увековечили память Кирова, назвав его именем заводы «Красный Путиловец» (ныне Кировский), «Электросила», ряд культурных учреждений.

    В третьей пятилетке предприятия Ленинграда продолжали непрерывно увеличивать выпуск промышленной продукции. По отношению к 1937 г. — последнему году второй пятилетки, в 1938 г. прирост промышленной продукции составил 8,4%, в 1939 г. — 26,7%, в 1940 г. — 41%. Общий объем промышленной продукция Ленинграда в предвоенные годы более чем в 12 раз превысил дореволюционный уровень. Если показатели выпуска предприятий Петербурга в 1913 г. принять за 100%, то результаты работы крупной промышленности Ленинграда в предвоенные годы отражены в следующих цифрах: 1932 г. — 432%, 1937 г. — 899%, 1940 г.— 1226%.

    В 1938 г. продукция машиностроительных заводов Ленинграда превысила уровень 1913 г. в 16 раз.

    В первые годы третьей пятилетки ленинградская промышленность добилась значительных успехов в освоении новых производств. Только в 1940 г. был освоен выпуск 235 новых видов мощных турбин, быстроходных дизелей, высокопроизводительных станков, сложных аппаратов и т. п.

    Накануне Великой Отечественной войны на предприятиях Ленинграда работала больше 800 тыс. рабочих. Каждый из ленинградских рабочих в среднем давал столько продукции, сколько вырабатывали 4—5 рабочих в дореволюционном Петербурге. Это было результатом технической реконструкции производства.

    В трудных условиях советско-финляндской войны зимой 1939—1940 гг. фронт бесперебойно получал от Ленинграда необходимое оружие, боеприпасы. Задания, на выполнение которых в мирное время требовалось несколько месяцев, выполнялись за недели, порой и за несколько дней.

    В период третьей пятилетки в Ленинграде продолжало развиваться социалистическое соревнование, возникали новые его формы (переход на многостаночную работу, освоение и совмещение двух-трех профессий, соревнование по профессиям и т. п.).

    В 1935—1937 гг. был разработан генеральный план развития Ленинграда, определивший основные направления нового юродского строительства. В районах новой застройки, в частности на Московском шоссе (ныне Московский проспект), в Щемиловке, Автове, на Кондратьевском проспекте, Малой Охте, развернулись крупные строительные работы. В 1936 г. город раскинулся на территории в 31 тыс. га (в 1915 г. территория города составляла 8 327 га, в 1931 г.—29 408 га). Значительной реконструкции подверглись многие улицы Ленинграда. В предвоенные годы новые усовершенствованные покрытия получили Невский, Литейный, Владимирский, Загородный, Кировский, Измайловский проспекты и многие другие. В городе увеличилось число мостов (ныне в Ленинграде с окрестностями насчитывается 620 мостов различных типов).

    Большие работы были проведены по развитию городского транспорта, осуществлялась электрификация пригородных железнодорожных линий. Благоустраивались знаменитые пригороды Ленинграда, создавались новые сады и парки. За годы Советской власти примерно вдвое возросла длина водопроводных магистралей. В 1941 г. длина водопроводной сети составляла 1105 км (в 1913 г. было 674 км). Протяженность канализационной сети города выросла с 539 км в 1913 г. до 1500 км в 1940 г. Улучшилось лечебное обслуживание трудящихся города.

    Продолжался рост населения города. По переписи 1939 г., в Ленинграде проживало 3191 тыс. жителей (в 1926 г. было 1614 тыс.).

    Далее: Героическая оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос