Художественная жизнь Ленинграда.

Дата публикации или обновления 26.02.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • Художественная жизнь Ленинграда занимала всегда почетное место в развитии русского и советского искусства. В этом городе учились и работали многие выдающиеся мастера живописи, скульптуры, графики.

    С начала 18 века Петербург становится основным очагом новой светской гуманистической культуры, сменившей религиозное, схоластическое миросозерцание старой Руси. Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: «Без живописца и градировального мастера, — писал он Сенату, — обойтися невозможно будет, понеже издания, которыя в науках чиниться будут (ежели оиын сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть» (цит. по кн.: Ровинский Д. Д., Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв., т. 1, СПБ, 1895, стр. 69). Живописцы и скульпторы нужны были и для украшения строившихся зданий, для исполнения портретов. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы. Молодой Петербург стал центром художественного образования в России. В начале 18 в. большую роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и «живописная команда» при «Канцелярии от строений», ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях.

    В первые десятилетия после основания Петербуга в нем выдвинулась группа молодых художников, порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андреи Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Никитин написал несколько портретов Петра I, правдиво воссоздав образ выдающегося полководца и государственного деятеля. Ему же принадлежит ряд портретов энергичных, волевых деятелен петровского времени («Напольный гетман», 20-е гг. 18 в.). Более лиричен исполненный Матвеевым «Автопортрет с женой» (1729 г.)

    Большое развитие получила гравюра. При Академии паук возникло «грндоровалыюе» отделение. Размножавшиеся в сотнях экземпляров гравюры знакомили русскую и иностранную публику с видами только возникавшей столицы, с картинами победоносных баталий, с проектами судов и т. д. Виды Петербурга, исполненные А. Ф. Зубовым, явились первыми художественными изображениями молодого города. Скульпторы и резчики нашли широкое применение своему труду на новостройках Петербурга. По проекту Ивана Зарудного был создан великолепный резной иконостас Петропавловского собора (1722—1727 гг.), К. Б. Растрелли, работавший в Петербурге с 1716 г., выполнил ряд монументально-декоративных работ и портретов Петра I; в бронзовом бюсте (1723—1729 гг.) он прекрасно передал ум, энергию и властную натуру Петра, в монументальной конной статуе (установленной в 1800г. перед Михайловским замком) создал торжественный образ полководца. Его статуя «Айна Иоаииовиа с арапчонком» (1733—1741 гг.) явилась ярким памятником жестокой эпохи «бироновщины». С самого начала 18 в. в Петербурге работали многочисленные иностранные художники, привлеченные зачастую возможностью быстрого обогащения. Как правило, их портреты п картины, исполнявшиеся по заказам придворных кругов, несли печать внешней идеализации, парадности и холодной рассудочности. Лишь немногие из этих художников обрели в Росспп вторую родину.

    После смерти Петра I Петербург оставался центром русского искусства. «Живописная команда» при «Канцелярии от строений» украшала многочисленными живописными панно, плафонами, вставками парадные залы дворцов, богато отделанных золоченой резьбой и деревянной скульптурой. Многие из этих работ выполнялись И. Я. Вишняковым и работавшими под его руководством И. И. и А. И. Вельскими, И. Фирсовым, И. Скородумовым и др. В «живописной команде» воспитывался и А. П. Антропов, ставший в середине 18 в. признанным портретистом. Несмотря на некоторую условность живописной манеры, портреты Антропова отмечены острой наблюдательностью, точной передачей внешних черт и характера портретируемых. Творчество крепостного художника И. П. Аргунова, много работавшего в Петербурге, предвосхищает расцвет портретного искусства во 2-й половине 18 в. Большое значение для русского искусства имела разносторонняя деятельность М. В. Ломоносова, возродившего в 18 в. искусство мозаики. На созданном им под Петербургом (в Усть-Рудице) стекольном заводе изготовлялись смальты; Ломоносовым и его мастерской были исполнены мозаичная картина «Полтавская баталия» (1762—1764 гг., ныне в здании Академии наук в Ленинграде) и ряд портретов. С 1764 г. накапливались богатейшие художественные коллекции Эрмитажа, являвшегося вначале придворным музеем.

    В 1757 г. в Петербурге была оспована Академия художеств. Она стала подлинным центром художественной жизни России, объединявшим лучших живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков. В Академии, одном из лучших художественных учебных заведений Европы, сотни молодых художников получали серьезные знания в области рисунка, живописи, лепки, анатомии, перспективы и др. Хотя руководители Академии старались уберечь молодежь от влияний прогрессивной мысли, передовые идеи русского общества проникали в среду учеников и преподавателей. Этому способствовало то, что почти все крупнейшие русские художники 18 в. были выходцами из народа. Первые же выпуски Академии и устраивавшиеся ею с 60-х гг. 18 в. публичные выставки (большой успех имела выставка 1770 г.) показали высокий уровень подготовки ее питомцев. Уже в 18 в. начал складываться музей Академии с произведениями русского и зарубежного искусства.

    Академия считала важнейшим жанром искусства историческую живопись. Для классных работ учащихся выбирались далекие от жизни темы античной истории и мифологии, но задавались также и темы из отечественной истории. Исторические картины А. П. Лосенко, И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова, несмотря на их условный, акаде-„ мическин характер, воспитывали у современников гуманные чувства, любовь и уважение к прошлому своей родины, к героизму русских людей. Лосенко и позднее Угрюмов руководили в Академии художеств классом исторической живописи, в котором были воспитаны многие крупные русские художники.

    В портретной живописи 2-й половины 18 в. наглядно проявилось горячее стремление русских мастеров к жизненной правде. Наряду с парадными портретами создавались портреты прогрессивных общественных деятелей, в которых все внимание было обращено на передачу внутреннего мира человека, силу его ума и благородство стремлений. Произведения русских портретистов итого времени дают глубокую характеристику людей 18 в. Ф. С. Рокотов работал в Петербурге только до 1765 г. Но присущие его творчеству поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка сказались уже в работах раннего, петербургского периода. Высшие достижения русской портретной живописи 18 в. связаны с творчеством Д.Г.Левицкого. Работая в Петербурге, он выполнил обширную галерею портретов, отмеченных исключительной яркостью характеристики, пристальным изучением действительности, высоким профессиональным мастерством. Кроме блестящих парадных портретов А. Ф. Кокоринова (1769 г.), воспитанниц Смольного института (1773—1776 гг.), Левицкий создал ряд интимных, психологически глубоких портретов — Д. Дидро (1773 г.), М. А. Дьяковой (1778 г.), священника (вероятно, отца художника, 1779 г.) и др. Произведения В. Л. Боровиковского, третьего прославленного портретиста 18 в., выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Целиком связано с Петербургом творчество великого русского скульптора Ф. И. Шубина, бюсты которого поражают жизненной правдой, глубиной психологического проникновения, силой и многогранностью образов. Беспощадной остроты характеристики Шубин достигает в портретах А. А. Безбородко (ок. 1798 г.) и Павла I (1797 г.). С любовью он запечатлел облик своего земляка — М. В. Ломоносова (1792 г.).

    Петербургская Академия во 2-й половине 18 в. сыграла большую роль в развитии монументальной скульптуры. В 1782 г. в Петербурге был открыт памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. В работе над памятником участвовали и русские мастера: в частности, Ф. Г. Гордеев лепил детали памятника и руководил его установкой. «Медный всадник» стал подлинным украшением города. Ф. И. Шубин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин и другие скульпторы создали многие монументально-декоративные произведения, украсившие сооружения Петербурга и его пригородов. Исполненные ими в конце 18 — начале 19 вв. статуи для Петергофа преобразили старый каскад петровского времени; особенно выделяется статуя Самсона (1800—1802 гг.) работы Козловского. Им же был в 1801 г. поставлен на Марсовом поле памятник А. В. Суворову.

    В 18 в. возникла русская пейзажная живопись. В середине века М. И. Махаев запечатлел в своих документально точных и вместе с тем проникнутых живым чувством рисунках облик Петербурга. Сем. Ф. Щедрин, М. М. Иванов, Ф. М. Матвеев и Ф. Я. Алексеев, получившие образование в Академии художеств, внесли новый вклад в развитие искусства пейзажа. Парки и дворцы Царского села и Гатчины, фонтаны Петергофа изображены на поэтичных, несмотря на несколько условную декоративность, полотнах Щедрина. Подлинным певцом петербургского городского пейзажа был Алексеев. Высокие достижения русской гравюры связаны с именами Е. П. Чемесова, Г. И. Скородумова, С. Ф. Галактионова, А. Г. Ухтомского.

    В 1-й половине 19 в. Петербург оставался крупнейшим центром художественной культуры. Большую роль в развитии искусства сыграли освободительные идеи эпохи Отечественной войны 1812 г. Академия художеств не была уже единственным центром, объединявшим художников. В 1801 г. в Петербурге возникло прогрессивное («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», с которым были связаны художники И. П. Мартос, Г. И. Угрюмов, И. И. Теребснев, А. И. Иванов и др. В 1821 г. создается Общество поощрения художников (впоследствии Общество поощрения художеств); оно организовывало выставки (с 1825 - 1826гг.), конкурсы п т. д., оказывало помощь художникам.

    В 1-й половине 19 в. полностью сложились замечательные архитектурные ансамбли Петербурга. Монументальная скульптура органически вошла в ансамбль города. В здании Адмиралтейства, построенном по проекту А. Д. Захарова, скульптурное убранство, выполненное И. И. Теребеневым, Ф. ф. Щедриным, С. С. Пнменовым и В. И. Демут-Малниовским, в образной форме раскрывало идеи политического, хозяйственного п культурного роста России, мощи русского флота. Скульптура Биржи и Ростральных колонн неотделима от ансамбля стрелки Васильевского острова. Архитектор К. И. Росси работал в постоянном творческом содружестве с Лимоновым и Демут-Малиновским. Новые памятники украсили город. Статуи М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли (1829—1837 гг.) (скульптор Б. И. Орловский) у Казанского собора, надгробные памятники И. П. Мартоса, вздыбленные кони Аничкова моста (1833—1850 гг.), памятник И. А. Крылову (1848—1855 гг.), созданные П. К. Клодтом, а также замечательные медальоны в память Отечественной войны Ф. П. Толстого (1814—1836 гг.) — свидетельство высокого расцвета русской скульптурной школы. В начале 19 в. русское портретное искусство достигло больших успехов в творчестве О. А. Кипренского — художника-реалиста, произведения которого были овеяны духом романтики (портреты А. К. Швальбе, 1804 г., Ев. Давыдова, 1809 г., А. С. Пушкина, 1827 г.). В 1813 г. Кипренский создал в Петербурге серию карандашных портретов участников Отечественной войны. В Петербурге работал выдающийся мастер портретной гравюры Н. И. Уткин.

    Несмотря на большие успехи реализма в русской живописи, художники еще редко обращались к изображению жизни «низших сословий», прежде всего крестьянства. К немногим исключениям принадлежат появившиеся в 18 в. картины М. Шибанова п акварели И. А. Ерменева. Лишь А. Г. Венецианов и его многочисленные ученики (получившие образование в его мастерской, вне Академии) широко познакомили русское общество с картинами народной жизни. Первые шаги в создании нового жанра Венецианов сделал в Петербурге. Его картины, написанные бесхитростно, с любовью к трудящемуся человеку, показали жизнь крестьянства, раскрыли обаяние родной сельской природы (картина «Гумно», ок. 1821 —1823 гг., показанная на выставке в Петербурге в 1824 г., и др.). Венецианов предприняли первый опытнздания журнала карикатур, запрещенного за критику чиновной знати (1808 г.). И. И. Теребепев, И. А. Иванов и А. Г. Венецианов в 1812—1814 гг. создавали патриотические агитационные листы, осмеивавшие наполеоновскую армию и французоманию дворян. В литографиях и рисунках А. Г. Венецианова, И. С. Щедровского, А. О. Орловского, А. А. Агина, В. Ф. Тимма изображались и уличные петербургские сцены, жизнь городских низов, социальные контрасты столицы. Русское искусство уже в это время находило широкий общественный отклик. Академические выставки привлекали многолюдную толпу, в которой можно было видеть и простой люд — торговок, солдат, матросов. В 1819—1834 гг. существовал первый музей русского искусства — «Русский музеум» П. П. Свиньина.

    К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: «Все прекрасное заключается только в живой действительности». В это время в Академии художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. Воспитанные в Академии замечательный пейзажист Сильвестр Щедрин, крупнейшие русские живописцы К. П. Брюллов и А. А. Иванов пошли по пути преодоления условных канонов классицизма и обращения к действительности. Брюллов внес в живопись классицизма обновляющую струю романтики, жизненности, увлечения чувственной красотой; в своих портретах представителей интеллигенции он достиг особенной глубины и проникновенности образов. Сложные идейно-философские искания Иванова и его поразительные по смелости реалистических новшеств этюды (в том числе пейзажи) оказали огромное влияние на формирование реалистических традиций русской живописи. На основе этих традиций в прямой борьбе с рутинным академизмом, ставшим реакционной силой, развивалось с середины 19 в. направление критического реализма, впитавшее идеи революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

    Основоположником критического реализма в русской живописи явился П. А. Федотов. Написанные в Петербурге небольшие картины Федотова составили своеобразную энциклопедию жизни средних слоев России середины 19 в. В картинах «Свежий кавалер» (1846 г.), «Сватовство майора» (1848 г.), «Вдовушка» (1851 г.) художник показывает жизнь в ее острых противоречиях.

    В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России. «Артель» подготовила возникновение в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего основные силы русских художников-реалистов. Произведения «передвижников», правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.

    В это время Петербург уже не был единственным центром художественного образования в России. В Москве, где было создано, в частности, Училище живописи и ваяния, бурно развивалась художественная жизнь, нескованная чиновной Академией. Но, утеряв главенствующую роль в развитии русского искусства, Академия сохранила свое значение как высшая художественная школа. Основную массу ее учащихся составляли разночинцы. Из стен Академии вышли такие художники, как И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. Л. Савицкий, Н. Н. Ге, М. А. Врубель, скульптор М. М. Антокольокий и многие другие.

    Среди профессоров Академии резко выделялся талантливый педагог П. П. Чистяков. Оригинальная система преподавания рисунка, выработанная Чистяковым, его требовательность и чуткость к талантам, оставили глубокий след в русском искусстве 2-й половины 19 в. С глубокой, признательностью вспоминали о своем любимом учителе И. Е. Репин н М. А. Врубель. В. И. Суриков и В. А. Серов, В. Д. Поленов и М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь и Д. И. Кардовский. Впоследствии в Академии преподавали И. Е. Репин, А. И. Куинджи. В. Е. Маковский, скульптор В. А. Беклемишев, гравер В. В. Матэ, воспитавшие многих художников-реалистов. В 1876 г. на средства барона А. Л. Штиглица было основано Центральное училище технического рисования, где учились многие крупные мастера декоративно-прикладного искусства. В 1852 г. стали относительно доступны для публичного обозрения художественные сокровища Эрмитажа (формальности для посещения были отменены в 1866 г.).

    Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников-демократов. В 60-х гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В. Г. Шварц, карикатурист Н. А. Степанов, издававший революционно-демократический журнал «Искра». В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем «Артели художников» и «Товарищества передвижных выставок» был И. И. Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Крамскому принадлежит ряд глубоких и топких психологических портретов деятелей передовой русской культуры (Л. Н. Толстого, 1873 г., Н. А. Некрасова, 1877 г., М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879 г., И. И. Шишкина, 1880 г.) и крестьян («Полесовщик», 1874 г., «Крестьянин с уздечкой», 1883 г.); его картины («Христос в пустыне», 1872 г., «Неутешное горе», 1884 г.) исполнены большого общественно-философского и драматического содержания. Большое влияние на судьбы русского искусства, на художественную жизнь страны оказали полные публицистической страстностп выступления В. В. Стасова — выдающегося художественного критика-демократа. идейного вдохновителя передвижников. Яркие картины жизни задавленного нуждой и бесправием народа создал К. А. Савицкий («Ремонтные работы на железной дороге», 1874 г., «Встреча иконы», 1878 г.). В картинах Н. А. Ярошенко появляются новые герои: рабочий («Кочегар», 1878 г.), революционная молодежь («Студент», 1881г.).

    Большую роль в художественной жизни Петербурга играли и пейзажисты-передвижники. В картинах И. И. Шишкина («Рожь», 1878 г., «Утро в сосновом лесу . 1889 г., «Корабельная роща», 1898 г.) проявилось его могучее реалистическое дарование, его уменье донести до зрителя величавую красоту русской природы. Всего 23 года прожил талантливый пейзажист Ф. А. Васильев, но его полные поэтического волнения п жизненной правды пейзажи («Оттепель», 1871 г., «Мокрый луг», 1872 г.) залимают почетное место в русском искусстве 19 в. Ряд прекрасных видов Петербурга исполнили А. П. Боголюбов, А. К. Беггров. Эпическим спокойствием и мощью проникнуты образы природы, созданные А. И. Куинджи («Березовая роща», 1879 г., «Лунная ночь на Днепре», 1880 г.).

    С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В 1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. В тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по «Артели», в научении эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Репина. Уже в первой своей крупной картине — «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.) Репиц проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ, видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы.

    После четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее плодотворный и блестящий период его творчества. В 1883 г. он выставил законченную в Петербурге картину «Крестный ход в Курской губернии». На этом полотне Репин не только изобразил религиозную процессию, в обобщенных художественных образах он показал пореформенную крестьянскую Россию, ее противоречия, ее чаяния и надежды. В 1884 г. Репин выставил картину «Не ждали». В глухую пору реакции появление этой картины, изображающей возвращение ссыльного революционера, было подобно свежему ветру, ворвавшемуся в душные комнаты. Яркость и психологическая острота образов, живописное совершенство ставят это произведение в ряд шедевров мировой живописи 19 в. В 1885 г. было окончено полотно «Иван Грозный и сын его Иван» — вершина репинского психологического реализма. Эта картина, воспринимавшаяся зрителями как обличение самодержавия, вызвала яростные нападки реакции. Силу, оптимизм, свободолюбие народа художник воспел в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880—1891 гг.).

    Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н. И. Пирогова (1881 г.), М.П. Мусоргского (1881 г.), П. А.Стренетовой (1882 г.), В. В. Стасова (1883 г.), серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картине «Заседание Государственного совета» (1901 — 1903гг.). В Петербурге в Академии художеств учился и великий русский исторический живописец, работавший главным образом в Москве, В. И. Суриков. В это время скульптура также вышла па реалистический путь. М. М. Антокольский в 1871 г. окончил статую «Иван Грозный», поразившую современников глубиной психологического замысла. В Петербурге работали и другие известные скульпторы 2-й половины 19 и начала 20 вв. — В. А. Беклемишев, М. А. Чижов, И. Я. Гинцбург, И. А. Лаверецкий, А. М. Опекушин, Л. В. Шервуд, Р. Р. Бах, автор проектов многих памятников М. О. Микешин.

    Крупнейший русский художник конца 19 — начала 20 вв. В. А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. Хотя наиболее значительные произведения Серова написаны им в Москве, он был тесно связан со всей художественной средой Петербурга. Из окон Академии художеств он видел разгон демонстрации 9 января 1905 г. Царскими войсками, стрелявшими в народ, командовал великий князь Владимир, являвшийся тогда президентом Академии художеств. Серов, протестуя против этой бесчеловечной расправы, сложил с себя звание члена Академии; в годы революции 1905—1907 гг. Серов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский и др. нарисовали ряд едких политических карикатур па самодержавие.

    В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения, в том числе Общество русских аквафортистов (в 1871 г.), Общество русских акварелистов (в 1880 г.), Общество санктпетербургскпх художников (в 1893 г.), Общество имени А. И. Куинджи (в 1909—1910 гг.), существовавшее до 1930 г.; в советское время в него входили М. И. Авилов, И. И. Бродский, А. А. Рылов и др. В 1898 г. был открыт Русский музей — крупнейшее (наряду с Третьяковской галереей хранилище шедевров русского искусства.

    В сложной политической обстановке поднимающейся ре волюционной борьбы широких масс п ответного разгула реакции в среде неустойчивой художественной интеллигенции все чаще раздавались призывы к «чистому искусству». Эстетское любование стариной, враждебность демократическому идейному искусству характеризуют возникшее в конце 90-х гг. 19 в. в Петербурге объединение «Мир искусства», в котором активную роль играли С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужпнскпй, К. А. Сомов, Н. К. Рерих.

    В то же время заслугой «Мира искусства» было развитие искусства книжной и станковой графики, театрально-декорационной живописи, внимание к русской старине, к красоте Петербурга. В объединение входили и художники-реалисты — В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, оставивший превосходные изображения старинного и современного Петербурга, А. П. Остроумова-Лебедева, автор тонких, лприч-пых гравюр на дереве и акварелей, посвященных Петербургу и его пригородам, Д. Н. Кардовский, являвшийся крупным графиком и педагогом. Большинство последующих объединений предреволюционного периода носило декадентский, формалистический характер, отражая распад буржуазной культуры.

    Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для развития нового, советского искусства, опирающегося на традиции реалистического искусства прошлого, искусства, понятного и близкого народу, воспитывающего народ в духе коммунистических идеалов. Раскрепощенные революцией массы с первых дней Советской власти потянулись к науке, культуре, искусству. Наблюдался огромный наплыв публики в музеи и па художественные выставки. Советское правительство проявило большую заботу об улучшении условий работы художников, проводило закупку произведений искусства, разнообразные конкурсы — на памятники, на государственный флаг и герб, па плакаты, книжные п журнальные обложки и т. д.

    В 1918 г. в Петрограде существовало 18 художественных студий, в которые был открыт широкий доступ рабочим. В том же году, после упразднения старой императорской Академии художеств, были организованы на демократической основе Свободные художественные мастерские. Первыми профессорами в них были художники-реалисты — Д. Н. Кардовский, В. Е. Савинский, Н. С. Самокнш, А. А. Рылов, В. В. Лишев, но вскоре преподавание захватили в свои руки формалисты, прикрывавшиеся флагом «пролетарского искусства». Отсутствие твердых принципов в системе обучения привело художественную школу к упадку. Уже в 1921 г. Свободные художественные мастерские были закрыты, а вместо них были созданы новые учебные заведения. Очень интенсивной была выставочная деятельность. 28 октября 1917 г, открылась выставка произведении художников Общества имени А. И. Куинджи.

    В 1918 г. было организовано более десяти выставок, в том числе выставка картин и скульптуры рабочих Путпловского завода, выставка Товарищества передвижников и др. На Объединенной выставке, открывшейся 13 апреля 1919 г., где были представлены все направления, успешно выступили художники-реалисты И. И. Бродский, А. А. Рылов, Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров, Г. Н. Горелов и др.

    Декрет Совнаркома РСФСР от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины» положил начало национализации и собиранию произведений искусства. Художественные сокровища частных коллекций, музеев, бывших царских дворцов, являвшиеся ранее достоянием «верхушки» общества, стали доступны массам трудящихся.

    Осенью 1920 г. были возвращены эвакуированные ранее в Москву художественные сокровища и драгоценности Эрмитажа, Петергофского и Большого Царскосельского дворцов и др. В Петрограде открылись два крупнейших музея — Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж. Впервые были показаны народу шедевры искусства, находившиеся до того времени в частных руках, например, картина Репина «Бурлаки на Волге». Музейные работники начали поиски новых форм пропаганды искусства в народе, научную разработку вопросов хранения и реставрации произведений искусства.

    В период гражданской войны художники Петрограда приняли активное участие в политической агитационной работе. Скульпторы и архитекторы участвовали в осуществлении выдвинутого В. И. Лениным плана «монументальной пропаганды». Его задачи и формы, определенные декретом Совнаркома РСФСР от 12 апреля 1918 г., заключались в использовании искусства в целях массовой агитации, постановке памятников выдающимся революционерам, мыслителям, деятелям культуры, монументов в честь революционных событий. Памятники и надписи призваны были выразить «идеи и чувства революционной трудовой России». В. И. Ленин, придававший «монументальной пропаганде» большое значение, контролировал ход установки памятников.

    Первым памятником, выполненным по плану «монументальной пропаганды», был бюст А. Н. Радищева работы скульптора Л. В. Шервуда, установленный в Петрограде у Зимнего дворца 22 сентября 1918 г. До конца 1918 г. в Петрограде был установлен ряд новых памятников, в их числе: бюсты Ф. Лассаля (работы В. А. Синайского) на Невском проспекте, Н. А. Добролюбова работы К. Ф. Зале (Залита), Н. Г. Чернышевского (работы Т. Э. Залькална) в Александровском саду перед Адмиралтейством, памятники К. Марксу (работы А. Т. Матвеева) против Смольного, Т. Г. Шевченко (работы И. X. Тильберга) на Каменноостровском проспекте и другие. В 1919 г. в Петрограде было установлено несколько памятников; самым удачным был бюст А. И. Герцена у Литейного моста (работы Л. В. Шервуда). Открытие памятников неизменно происходило в торжественной обстановке и широко отражалось в печати. В Петрограде велась также работа над исполнением памятных досок и барельефов. В осуществлении плана «монументальной пропаганды» приняли участие В. Л. Симонов, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, И. Я. Гинцбург (выполненный им памятник Г. В. Плеханову был отлит в бронзе и установлен в 1925 г.) и др. Устраивались конкурсы и общественные обсуждения проектов. Некоторые памятники, выполненные художниками-формалистами, искажали образы революционных деятелен прошлого; они не получили признания народа п были сняты или не допущены к установке.

    В годы гражданской войны большое распространение получили плакаты, призывавшие трудящихся единодушно отстаивать завоевания революции. Политический плакат был боевой формой наглядной агитации, самой массовой и популярной. Из петроградских художников наиболее успешно работал над плакатом Н. М. Кочер-гин. Большое значение имели «Окна сатиры РОСТА» — яркие и злободневные плакаты, рисованные пли выполненные с помощью трафарета. «Окпа» молниеносно откликались на текущие события, призывая трудящихся к борьбе с врагом. В Петрограде успешно работали в этой области художники Л. Г. Бродаты, А. А. Радаков, В. В Лебедев и др. «Окна сатиры РОСТА» размещались в витринах в самых людных пунктах города: на углу Невского проспекта и Конюшенной (ныне Желябова) ул., на углу 8-й линии и Среднего проспекта Васильевского о-ва, на Каменноостровском проспекте, на проспекте Карла Маркса и т. д.

    Большое внимание уделялось художественному оформлению массовых празднеств. В декабре 1918 г. во Дворце труда открылась выставка эскизов оформления города к первой годовщине Октябрьской революции. Живой интерес к художественному убранству города объясняется новизной этого вида искусства, его массовостью и острой политической направленностью. Однако и здесь на руководящую роль претендовали формалисты. В постановлении Петроградского совета о праздновании Первого мая 1919 г. говорилось: «Ознакомившись с жалобами из районов на футуристическое засилие, наблюдавшееся на всех наших предыдущих празднествах, Исполком Петроградского Совета постановляет: ни в коем случае не передавать организацию первомайского празднества в руки футуристов...», а для лучшего оформления города «прнзлечь к делу профессиональные союзы и другие рабочие организации» (газета «Северлан Коммуна», 1919, № 79/279, 10 апреля, стр. 1).

    Большое значение имела работа художников Петрограда над портретами великого Ленина. Цепные зарисовки были выполнены И. И. Бродским, Г. С. Верейским, Н. И. Альтманом и др. В 1919 г. ученик Репина Бродский создал первую в советском искусстве картину, посвященную образу В. И. Ленина, — «Ленин и манифестация», а вслед за иен и другие произведения на темы революции и новой, советской действительности («Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», 1920—1924 гг., «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925 г., «Ленин в Смольном», 1930 г., п др.). Другой ученик Репина—Б. М. Кустодиев — написал картины «Демонстрация на площади Урицкого» (1921 г.) и «Ночной праздник на Неве» (1923 г.). В последние годы жизни он создал четыре портрета В. И. Ленина. После кончины В. И. Ленина в Ленинграде были поставлены памятники великому вождю революции — перед Смольным (1927 г., скульптор В. В. Козлов) и перед Финляндским вокзалом (1926г., скульптор С. А. Евсеев; архитекторы В. А. Щукой В. Г. Гельфрейх).

    В борьбе с различными группами формалистов, пытавшихся увести советское искусство на путь абстрактного формотворчества, художники-реалисты объединились в 1922 г. в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В Петрограде был организован филиал АХРР. И. И. Бродский, М. Г. Маннзер, Н. В. Томский, Е. М. Чепцов, В. И. Мигал, И. X. Рутковскнй и другие принимали активное участие в деятельности Ассоциации, боролись за новую, советскую тематику в искусстве.

    Видную роль в АХРР играл М. И. Авилов, полотна которого правдиво отражали героику гражданской воины и жизнь Красной Армии.

    На основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организации» был создан Ленинградский союз советских художников (ЛССХ), ставший центром творческой художественной жизни города. Коренным образом была перестроена и система художественного образования. В 1933 г. в Ленинграде начала свою работу Всероссийская академия художеств, директором которой в 1934—1939 гг. был И. П. Бродский.

    К преподаванию в Академии были привлечены видные советские художники — Б. В. Иогансон. И. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, М. И. Авилов, Р. Р. Френц, М. П. Бобышов. В. А. Синайский, Е. М. Чепцов, И. Я. Билибин, К. И. Рудаков, Д. И. Кнплпк н другие. Правильная постановка образования, освоение учащимися метода социалистического реализма дали хорошие результаты. В предвоенные годы окончили Академию многие известные художники, в том числе И. А. Серебряный, В. М. Орешников. В. А. Серов, Ю. М. Непринцев, А. И. Лактионов, П. П. Белоусов и другие. При Академии была создана Средняя художественная школа.

    К мастерам старшего поколения, работавшим в Ленинграде, принадлежали скульпторы М. Г. Манпзер (в Ленинграде были открыты созданные им памятники — В. Володарскому. 1925 г.. жертвам 9 января 1905 г., 1931 г., М. И. Калинину, 1955 г.) и А. Т. Матвеев, долгое время руководивший скульптурной мастерской Академии. Одно из монументальных произведений Матвеева — группа «Октябрь» (1927 г.). Много работали в области монументальной и станковой скульптуры В. Л. Симонов, И. В. Крестовский. Н. В. Дадыкин, ученики А. Т. Матвеева — В. А. Синайский, В. В. Эллонен и др. Н. В. Томскому в памятнике С. М. Кирову (1938 г.) удалось передать присущие Кирову энергию, несокрушимую волю, отбытый жизнерадостный характер. В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал ярко и темпераментно запечатлели в портретной статуе (1937 г.) образ Г. К. Орджоникидзе. Видное место в искусстве Ленинграда занимали красочные пейзажи А. А. Рылова, замечательные портретные литографии и офорты Г. С. Верейского, новые работы А. П. Остроумовой-Лебедевой. Прочную славу завоевали ленинградские художники книги — иллюстраторы и оформители: К. И. Рудаков, П. А Шиллянговский, И. Я. Бплибин, Н. А. Тырса, Е. А. Кибрик, В.В.Лебедев, В. М. Конашевич, А. Ф. Нахомов, Л. С. Хижинский, Е. И. Чарушин, Д. И. Митрохин, Е. Д. Белуха и др.

    В годы Великой Отечественной воины все силы ленинградских художников были отданы делу защиты Родины и разгрома врага. Организационным штабом, руководившим деятельностью художников города, был Ленинградский союз советских художников. Члены Союза сражались на фронте, участвовали в строительстве оборонительных рубежей, маскировке военных объектов, оформлении призывных пунктов, фронтовых дорог и т. д. Издание плакатов, карикатур н других видов наглядной агитации получило в Ленинграде широкий размах н не прекращалось ни на один день даже в тяжелых условиях блокады города. В первые же недели воины на улицах города появились плакаты «Били, бьем и будем бить!» (В. А. Серов), «Руби гада!» (М. И. Авилов), «Молодежь, к оружию!» (А. А. Казанцев), «Бей крепче, сынок!» (И. А. Серебряный) и другие, а также серия сатирических плакатов (А. М. Любимов, Н. М. Кочергин и др.), высмеивавших гитлеровскую армию. Выразительные, политически острые плакаты, получившие широкую известность на фронте и в тылу, создали также В. Б. Пннчук, Е. П. Ефимов, Л. Н. Орехов и др.

    Большое агитационное значение имели острые, злободневные сатирические плакаты «Боевого карандаша». Их создавали художники И. С. Астапов, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, Н. А. Тырса, Н. Е. Муратов совместно с ленинградскими поэтами А. А. Прокофьевым, В. М. Саяновым, Н. С. Тихоновым и др. Рисунки и текст исполнялись самими художниками на литографском камне, что значительно ускоряло выпуск плакатов. Во многих листах использовались традиции русского народного лубка, что обеспечивало им большую доходчивость.

    Боевые будни войны не лишили художников интереса к станковой картине, скульптуре и графике. Источником вдохновения художников были жпзнь блокированного города и боевые операции частей ленинградского фронта. Многие художники, направленные на фронт, выполняли портреты героев обороны города, запечатлевали эпизоды борьбы с фашистскими захватчиками. Эти работы решено было показать широкому зрителю, чтобы силон искусства еще больше укрепить в ленинградцах веру в окончательную победу над врагом. Такая выставка была организована в январе 1942 г., а в октябре 1942 г. с большим успехом показана в Москве. Выставки работ ленинградских художников устраивались и в Других городах. Искренняя и суровая правда этих произведении покоряла зрителей, высоко оценивших героический, самоотверженный труд ленинградцев в условиях блокады.

    На всесоюзных выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл» и последующих ленинградские мастера были представлены очень широко. Среди созданных в годы воины работ ленинградских живописцев выделяются картины: «Этого мы никогда не забудем» (1943 г.) В. A. Ceрова, «Прорыв блокады» (1943 г.) В. А. Серова, И. А. Серебряного и А. А. Казанцева, «За что?» (1941 г.) и «На большую землю» (1945 г.) Я. С. Николаева, «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.) М. И. Авилова, «Охотники за зажигалками» (1943 г.) В. А. Раевской, «На Ладоге» (1945 г.) В. Н.Прошкпна, серия портретов воинов ленинградского фронта, исполненная Серебряным, Серовым и другими, картины М. Г. Платунова, В. В. Пакулина, Н. X. Рутковского, И. А. Владимирова, Т. И. Ксенофонтова и др.

    Активно работали и скульпторы В. В. Исаева, В. Я. Боголюбов, В. Л. Симонов; В. В. Лишев выполнил серию небольших скульптурных композиций «На улицах Ленинграда в дни блокады» (1942—1943 гг.), полную драматизма и большого патриотического чувства группу «Мать» (1945 г.). Среди графических работ военного периода выделяется серия литографии А. Ф. Пахомова «Ленинград в дни блокады» (1942— 1944гг.), ярко раскрывавшая шаг за шагом бессмертный подвиг трудящихся города-героя. На основе личных наблюдений В. И. Курдов создал в 1942—1945 гг. серию литографий «По дорогам войны», посвященную фронтовым событиям и партизанскому движению в Ленинградской области. Содержательные работы были созданы также графиками Г. С. Верейским, Е. Д. Белухой, М. П. Бобышовым, Н. И. Дормидонтовым, И. С. Астаповым, Л. С. Хижинским, К. И. Рудаковым, Н. А. Павловым, Г. Н. Петровым, С. М. Мочаловым, С. Б. Юдовиным и другими.

    После Великой Отечественной войны Ленинград обогатился новыми монументами. В. В. Лишев создал памятник Н. Г. Чернышевскому (1947 г.), поставленный на Московском проспекте, В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал — памятник Н. А. Римскому-Корсакову (1952 г.) около Консерватории. Над созданием памятников трудятся и молодые скульпторы: М. К. Аникушин выполнил памятник А. С. Пушкину (открыт в 1957 г.), статуя Александра Матросова работы Л. Ю. Эйдлина установлена в 1951 г. в Московском парке Победы. Среди молодых ленинградских скульпторов выделяются также В. И. Соколов, автор статуи «Трудовая победа» (1950 г.), А. М. Игнатьев, А. П. Тимченко и другие. Широкую известность получили картины В. А. Серова «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947 г.), «Ходоки у В. И. Ленина» (1950 г.), «Зимний взят» (1954 г.), И. А. Серебряного «На V (Лондонском) съезде РСДРП» (1947 г.), 15. М. Орешиикова «В. И. Ленин на экзамене в университете» (1947 г.) и «В штабе обороны Петрограда» (1949 г.), Ю. М. Неприннева «Отдых после боя» (1951 г.), Я. С. Николаева «На острую тему» (1954 г.), и др. Ряды художников Ленинграда пополнились талантливыми живописцами, окончившими Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И, Е. Репина. Это А. А. Мыльников, написавший картину «На мирных полях» (1950 г.), Е. Е. Моисеенко, В. В. Соколов, Ю. С. Подляский, М. П. Труфанов, Б. С. Угаров, В. Ф. Загонек и многие другие. Наряду с графиками старшего поколения, как В. В. Лебедев, Н. М, Кочергин, А. Ф. Пахомов, А. И. Константпиовский, В. И. Курдов, Г. Д. Епифанов, И. С. Астапов, В. А. Власов, М. А. Тараиов, активно выступает молодежь: Д. Б. Боровский, В. В. Петрова, Л. П. Подляская и др.

    В 1956 г. возобновился выпуск сатирических плакатов «Боевого карандаша». Творчество ленинградских художников направлено на поиски новых художественных решений больших тем из жизни советского народа; много работают художники-ленинградцы над оформлением новых архитектурных сооружений своего города (метрополитен имени В. И. Ленина и др.)» восстановлением исторических памятников (в частности, воссозданы разрушенные фашистами статуи Петродворца). Ленинград известен и художественными изделиями — из фарфора (старейший в стране фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова), стекла и т. д. Среди мастеров декоративно-прикладного искусства — выпускники Высшего художественно-промышленного института имени В. И. Мухиной.

    В дни 250-летнего юбилея города заслуги художников Ленинграда были отмечены правительственными наградами и присуждением почетных званий.

    Далее: Музыка в Ленинграде.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос