Городское управление и городское хозяйство Петербурга в первой половине XVIII в.

Дата публикации или обновления 13.01.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • С лета 1703 г. в Петербурге существовал орган местного управления — Петербургская приказная палата, в ведение которой перешли и города Шлиссельбург, Ямбург, Копорье, а затем Нарва, Дерпт (Тарту) и др. Эта палата подчинялась т. н. Семеновской (Ижорской) приказной палате, находившейся в с. Семеновском под Москвой и возглавлявшейся А. Д. Меншиковым.

    С введением губернской административной системы (1708 г.) Петербург стал центром губернии. Для управления городом и надзора за населением была учреждена Главная полицеймейстерская канцелярия (1718 г.). Торгово-промышленное население города получило весьма ограниченное самоуправление — Главный магистрат (1720 г.), осуществлявший руководство всеми магистратами страны. Главный магистрат выполнял также функции городского магистрата столицы.

    В Петербурге как столичном городе осел ряд военно-походных канцелярий — Адмиралтейская, Артиллерийская и др., а также Посольская походная канцелярия, которые приобрели значение центральных государственных органов.

    В 1718 — 1721 гг., когда положение Петербурга как столицы упрочилось, в нем были созданы новые центральные учреждения — коллегии, заведовавшие разными отраслями государственного управления.

    В 1723 г. сюда были переведены из Москвы оба гвардейских полка — Преображенский и Семеновский — и размещены на Петербургской стороне.

    После смерти Петра I в городском управлении столицы произошли изменения. Вместо Главного магистрата была учреждена Ратуша, обладавшая лишь судебными функциями по отношению к купеческому населению и собиравшая некоторые государственные налоги.

    Не обладая никакими правами, Ратуша не пользовалась авторитетом, и в 1743 г. вместо неё в Петербурге была восстановлена Контора Главногомагистрата (Главный магистрат находился в Москве).

    Во второй четверти 18 века особенно усилилась роль полицейских органов, призванных поддерживать порядок в столице, вылавливать подозрительных людей, управлять всем городским хозяйством, а главное — подавлять выступления народных масс против правительства. При императрице Елизавете главный полицеймейстер столицы подчинялся непосредственно ей самой, минуя Сенат.

    Для улучшения транспортной связи Петербурга с центральными районами России, начиная с 1703 г., проводились большие гидротехнические работы.

    В 1709 г. открылось судоходство по Вышневолоцкой системе, соединившей Волгу с Невой.

    В 1728 г. было начато судоходство по Ладожскому обводному каналу (длиной около 100 км).

    В 1727 г. был наведен первый мост через Неву на Васильевский остров на плавучих опорах, затем мост был разобран, а с 1732 г. велено было на том же месте наводить мосты на летний период. Всего в Петербурге через реки и каналы имелось более 40 мостов (1738 г.), за проход через которые взималась высокая плата (до 1755 г.). Многие каналы к этому времени пришли в негодность, и их решено было засыпать.

    Настоящим бедствием Петербурга первой половины 18 века были пожары, из которых особенно разрушительными были: в 1710 г. пожар на Петербургской стороне, в 1723 г. — на Васильевском острове, в 1736 г. и 1737 г. — на Адмиралтейском острове (когда огонь уничтожил до 1/10 всех строений города) и пожар 1747 г. (горело здание Академии наук).

    Правительство боролось с пожарами путем создания пожарных команд, трубочистных команд при полиции и ограничения постройки деревянных домов.

    Далее: Общественно-политическая и культурная жизнь Петербурга в первой половине XVIII века.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос