Экономика и население Петербурга в первой половине XVIII в.

Дата публикации или обновления 13.01.2021
  • К оглавлению: Ленинград

  • Петербург петровского времени был громадной строительной площадкой, где тысячи работных людей рыли каналы, строили верфи, заводы и мануфактуры, дома. В городе, строившемся в качестве пограничной крепости и военной гавани, основное развитие получила военная промышленность, среди предприятий которой первое место заняла Адмиралтейская верфь. С ее стапелей уже в апреле 1706 г. был спущен первый 18-пушечный корабль.

    Вслед за Адмиралтейством было построено еще несколько верфей.

    К 1723 г. почти все пространство между Мойкой и Невой было занято верфями и жилыми домами для работавших там людей. Судостроение требовало, в свою очередь, развития подсобных предприятий. Так появились пильная мельница на р. Ижоре, Смольный двор, где вырабатывался деготь и хранились запасы смолы, кирпичные и другие заводы.

    С 1707 г. по 1725 г. на петербургских верфях было построено 59 больших кораблей и 203 галеры и скампавеи (мелкие гребные суда). Широкий размах судостроения сопровождался созданием русских национальных кадров строителей, появлением талантливых мастеров (Федосей Скляев, Ефим Никонов, Алексей Бурцев и др.) и способствовал превращению Петербурга в центр передовой русской технической мысли в области кораблестроения.

    В 1711 — 1713 гг. в Петербурге, на левом берегу Невы, против Литейной просеки в лесу, где находились «Литейный амбар» и его мастерские (лафетная, токарная и др.)» возник Пушечно-литейный двор, который назывался также Арсеналом. Постепенно это предприятие заняло всю территорию вдоль Невы от Литейного проспекта до Фонтанки. Среди других военных промышленных заведений выделялись также Сестрорецкий оружейный завод, основанный в 1721 г., и два пороховых завода — Крестовский (1714 г.) и Охтенский (1715 г.).

    В Петербурге был основан и действовал в течение нескольких лет Монетный двор, где в 1718 г. Петр I приказал чеканить рублевые, полтинные и другие монеты (сама чеканка происходила в 1724 — 1728 гг.).

    Поскольку Петербург стал столицей и в нем обосновался царский двор, в первой четверти 18 века здесь были созданы дворцовые мануфактуры, призванные его обслуживать. В 1716 — 1717 гг. была основана шпалерная мануфактура, где ткали красочные копры (шпалеры). Возникали и частные мануфактуры.

    Для осуществления строительства в городе и для работ на мануфактурах требовалось большое число людей. Вопрос с рабочей силой стоял особенно остро вследствие того, что Петербург строился в малонаселенном районе. Поэтому правительство проводило ежегодные мобилизации многих тысяч людей. Уже указом 1704 г. была установлена норма: 40 тысяч человек в год.

    Изнурительный труд, недостаток и плохое качество пиши, крайне тяжелые жилищные условия, мизерная оплата труда, а также неблагоприятные климатические условия вызывали частые заболевания и большую смертность строителей. Многие принудительно мобилизованные крестьяне и посадские люди бежали со стройки.

    В 1718 г. правительство признало целесообразным перейти на вольнонаемный труд, оставив принудительные наборы в качестве дополнительного источника пополнения рабочей силы.

    Во второй четверти 18 века экономика Петербурга продолжала развиваться, хотя и не столь интенсивно, как во времена Петра I (Петр I умер в 1725 г.). Отрицательную роль здесь сыграла политика придворного окружения императрицы Анны Ивановны (1730—1740 гг.) во главе с временщиком Бироном. В эти годы начал приходить в упадок Балтийский флот; корабли ветшали и не ремонтировались, все меньше вступало в строй новых судов. Однако в Арсенале производство хотя и медленно, но все же расширялось.

    В 1735 г. начали реконструировать пришедший в упадок Сестрорецкий завод, на котором в середине века было уже до 400 мастеров и работных людей.

    В 1741 г. пороховое производство столицы было объединено в едином комплексе Охтенского завода.

    С 1738 г. возобновилась деятельность Монетного двора в Петербурге, который, однако, в техническом отношении отставал от московского Монетного двора.

    В 1753 г. близ Петербурга была открыта Красносельская ситценабивная мануфактура.

    Новая столица продолжала расти, что требовало увеличения производства кирпича, заготовок дикого камня, лесоматериалов. В середине 18 века в Петербурге было до 80 различных промышленных предприятий, основанных преимущественно па подневольном труде, причем доля частного капитала в них была невелика. Нужды города обслуживало большое количество ремесленников, изготовлявших продукты питания, одежду, обувь и т. д.

    С ростом города развивалась и внутренняя торговля. В разных частях Петербурга на берегах рек и каналов возникали торговые ряды, из которых особенно оживленно торговали лесные и рыбные. К началу второй четверти 18 века Петербург имел широко разветвленную торговую сеть: гостиные и мытные дворы, торговые ряды, несколько рынков, многочисленные лавки, большое количество мелочных разносчиков. Развивалась торговля строительными материалами: лесом, кирпичом. песком. Петербург сыграл выдающуюся роль в развитии внешней торговли России с Западной Европой.

    В 1703 г. сюда пришло первое голландское торговое судно, в 1704 г. — английское; с изгнанием шведов из Прибалтики и взятием Выборга число иностранных кораблей, прибывавших в Петербург, все увеличивалось.

    С развитием города в нем возникли и торговые учреждения — Биржа и Гостиный двор.

    Для увеличения товарооборота через новый порт правительство в 1710 г. и последующих годах ограничивало экспортно-импортную торговлю Архангельска. В результате роль Петербурга во внешнеторговых операциях начала быстро расти. Через Петербург вывозились пенька, сало, кожа, лен и льняные изделия, железо, парусина, иранский шелк; ввозились шелковые, шерстяные и бумажные ткани, кофе, сахар, вина, красильные вещества. Во внешней торговле Петербурга тех лет преобладал вывоз над ввозом и торговля готовыми промышленными изделиями, а не сырьем для промышленности, что было характерно для русского экспорта 17 века.

    Во второй четверти 18 века вывоз товаров через Петербург за границу все увеличивался, и к середине столетия на долю Петербурга приходилась половина всего внешнеторгового оборота страны.

    В 1731 г. был отменен выгодный для российской промышленности петровский таможенный тариф. Особенно были снижены пошлины на предметы роскоши, в чем были заинтересованы высшие слон дворянства.

    Но и в дальнейшем баланс внешней торговли через Петербург был активным: экспорт значительно превышал импорт.

    Быстро росло население столицы. В 1725 г. здесь было, по-видимому, около 40 тыс. жителей, а в 1750 г. численность населения приближалась к 95 тыс. человек (из них около 39% женщин). Эти данные не учитывали сезонных рабочих, приходивших на заработки из деревень Ярославской, Костромской, Московской и других провинций.

    В 40-х гг. в Петербурге было около 2000 купцов. Они владели торговыми и промышленными предприятиями и жили в лучших районах города наряду с дворянами, численность которых была приблизительно такой же. Дворяне занимали привилегированное положение в петербургском обществе; большая часть их находилась на государственной службе. Дворяне построили в столице много роскошных особняков, способствовавших украшению города. По мере укрепления экономических связей с европейскими странами в Петербурге увеличивалось число иностранцев.

    Петербург строился в дельте Невы, значительная часть которой представляла собой заболоченную низинную местность, покрытую лесом и густым кустарником. Таким был, в частности, почти весь Васильевский остров, который, по мысли Петра I, предполагалось перерезать во многих направлениях каналами, что содействовало бы осушению почвы. В Петербурге была построена лишь часть намеченных каналов, так как начавшаяся частными лицами беспорядочная застройка спутала планы царя. Современные проспекты и линии Васильевского острова идут в направлении тех просек, по которым тогда начали было прорывать каналы. При Петре I было построено несколько каналов. Были превращены в каналы и некоторые русла притоков Невы и других речек (Фонтанка, Мойка, Глухая).

    Быстрый рост населения Петербурга влек за собой усиленное жилищное строительство. Петр I хотел подчинить сооружение жилых домов определенному плану и предписал строить их но типовым чертежам. Большую роль в строительстве Петербурга сыграла учрежденная в 1706 г. «Канцелярия от строений». По внешнему облику Петербург уже с самых первых лет существования резко отличался от старых русских городов. Здесь были прямые широкие мощеные улицы с фонарями на столбах, обширные сады.

    Значительный рост территории Петербурга происходил во второй четверти 18 века. В 30 — 40-х гг. быстро росли слободы (в основном по течению Охты), куда был переселен трудовой люд из центральных районов города. Рабочие Адмиралтейства тогда же были переселены на правый берег Фонтанки, где жили в тесноте, в убогих лачугах; многие из них не имели и такого жилья и ночевали в помещении тех мастерских, где они работали. В 1737 г. была учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», в которую входил П. М. Еропкин, разработавший планировку центральной части города. Строительство города в 30 — 60-х гг. 18 века связано с именами архитекторов И. К. Коробова, С. И. Чевакинского, В. В. Растрелли и других. За два десятилетия были созданы многие замечательные архитектурные ансамбли и сооружения, способствовавшие украшению города.

    В 1753 — 1762 гг. был построен Никольский военно-морской собор (архитектор Чевакинский), в 1754-1764 гг. — Зимний дворец (архитектор Растрелли) и др.

    Далее: Городское управление и городское хозяйство Петербурга в первой половине XVIII века.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос