Экономика и население Петербурга в первой половине XIX в.

Дата публикации или обновления 13.01.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • В течение первой половины 19 века в хозяйственной жизни столицы происходил процесс накопления элементов новой, капиталистической экономики и разложения старого крепостнического хозяйства. В Петербурге быстро увеличивалось количество наемных рабочих, внедрялись в производство машины, росло число предприятий. На первом месте стояло текстильное производство, значительное развитие которого относится к 30—50-м гг. 19 века.

    В этот период появилось много хлопчатобумажных предприятий (Александро-Невская мануфактура на Шлпссельбургском шоссе, 1837 г.; ситценабивная фабрика па Васильевском острове, 1834; Российская бумагопрядильня в Нарвской части, 1835 г.; Новая бумагопрядильня, 1844 г.; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура, 1852 г., и др.). Возникли и новые суконные фабрики.

    К 60-м гг. в Петербурге имелось более 50 текстильных предприятий, на которых работало около 7,5 тыс. человек. Однако это было намного меньше, чем в Москве, где насчитывалось в это время около 400 предприятий той же отрасли производства с 53 тыс. рабочих.

    Предприятия металлообрабатывающей промышленности в начале 19 века были в основном казенные (имелся лишь один крупный частный завод Берда).

    В первой половине 19 века в Петербурге появились новые металлообрабатывающие предприятия: в 1801 г. из Кронштадта был переведен чугунолитейный и металлический завод (будущий Путнловский), в 1825 г. на Шлпссельбургском шоссе был основан Александровский механический завод (ныне «Пролетарий»).

    До 50-х гг. рост числа металлообрабатывающих заводов не был значительным. В середине века появилось несколько частных заводов: Лесснера на Выборгской стороне, металлический завод Макферсона на Васильевском острове (будущий Балтийский завод) и др.

    Развивались кожевенная, пивоваренная промышленность, полиграфическое производство, появилось много новых мануфактур.

    В Петербурге имелось большое количество кустарных предприятии, но были и огромные для своего времени предприятия: так, на Невской бумагопрядильне работало до 1900 человек. Наибольшая концентрация рабочих имела место в хлопчатобумажном производстве, на чугунолитейных заводах и в некоторых отраслях пищевой промышленности.

    Дореформенный Петербург стал центром зарождавшегося русского машиностроения. В 1861 г. на промышленной выставке петербургские заводы выставили изготовленные ими паровые машины и молоты, лесопильные рамы, токарные станки, помпы и т. д. Но петербургское машиностроение не могло обеспечить внутреннего рынка, хотя удельный вес импорта машин ежегодно уменьшался.

    С 30-х гг. возрастает роль частного капитала в организации производства и начинается техническое перевооружение предприятий паровыми машинами. В 1860 г. общая мощность паровых машин в Петербурге достигла 3872 л. с.

    С ростом числа предприятии увеличивалось и число рабочих. В 1861 г. их было около 20 тыс. человек. Петербургские рабочие принадлежали к трем категориям: 1) рабочие казенных заводов, прикрепленные к своим предприятиям и работавшие на них по наследству; 2) вольнонаемные рабочие; 3) крепостные рабочие, трудившиеся на фабриках своих господ; труд последних был самым непроизводительным.

    Казенные рабочие находились на старинных государственных заводах, главным образом военного ведомства (Арсенал, Адмиралтейство, Охтенские пороховые заводы), и подчинялись военной дисциплине.

    На казенных заводах, не связанных с военными заказами, наряду с принудительным широко применялся и вольнонаемный труд.

    Условия труда и быта рабочих на казенных и частных предприятиях были крайне тяжелыми. Рабочий день доходил до 14, а часто и до 16 — 18 часов в сутки, причем наравне с мужчинами работали женщины и дети, получавшие при этом значительно меньшую заработную плату.

    Редко рабочий день снижался до 11 часов (и то лишь в металлообрабатывающей промышленности). Антисанитарные условия труда, плохие жилищные условия приводили к заболеваниям и большой смертности рабочих.

    В Петербурге было очень много рабочих-ремесленников (больше, чем промышленных рабочих), труд которых в массе был не легче, чем на заводах, а оплата также незначительна. Петербург требовал ежедневного подвоза сырья, продуктов питания и других необходимых для населения товаров. Снабжение города, как и в 18 веке, продолжало осуществляться водными путями через старую Вышневолоцкую и новые Тихвинскую и Мариинскую системы. Одновременно тысячи груженых подвод тянулись к столице по Московскому шоссе и другим дорогам.

    В 1837 г. была построена и открыта для движения первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом, с продолжением до Павловска (27 км).

    В 1843 г. было начато сооружение двухколейной железной дороги Петербург — Москва, законченное в 1851 г. Это было для своего времени грандиозное техническое сооружение, имевшее для хозяйственной жизни Петербурга огромное значение. Когда железная дорога была продолжена до Нижнего Новгорода, Петербург получил связь с Поволжьем.

    В 50-х гг. торговый порт столицы был переведен в Кронштадт, что было не совсем удобно, в послереформенное время его возвратили в Петербург, но уже не на Васильевский, а на Гутуевский остров.

    Во внешней торговле России петербургский порт по-прежнему играл ведущую роль, несмотря на развитие рижского и одесского портов, сохраняя за собой 40% внешнеторгового оборота.

    Структура оборота петербургского порта подверглась в первой половине 19 века значительным изменениям: падал вывоз железа и ввоз предметов личного потребления, зато рос удельный вес экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья (зерно, лен, шерсть).

    Сильно вырос вывоз леса, увеличился импорт угля и кокса, химических продуктов, хлопка и машин (главным образом для текстильной промышленности).

    Для упорядочения оптовых торговых сделок, производившихся на петербургской Бирже, существовали штатные маклеры. Общее руководство работой Биржи осуществлял выбиравшийся купечеством Биржевой комитет. Розничная и оптовая торговля была сосредоточена в основном на петербургских рынках. Городские рынки находились в антисанитарном состоянии, особенно Сенной рынок, являвшийся настоящим источником заразы. На лучших улицах города появились прекрасные специализированные магазины (например, на Невском проспекте). Городские низы довольствовались мелочными лавками, где продавались товары, очень часто лежалые, загрязненные.

    В целом, в первой половине 19 века в Петербурге капиталистические отношения достигли значительного развития, принудительный труд вытеснялся вольнонаемным. Петербургская промышленность вступила в эпоху промышленного переворота. Господствующие в стране крепостнические отношения (подневольный труд) сдерживали, но не могли остановить развития капиталистической экономики. Мануфактура стала уступать место фабрике.

    Население Петербурга неуклонно росло, по-прежнему главным образом за счет притока крестьян из внутренних губерний. В 1853 г. здесь было около 524 тыс. жителей (в 1800 г. — 220 тыс. жителей). Перевес числа мужчин сохранялся и в 19 века. Свыше 10% населения Петербурга составляли дворяне.

    Значительно выросло в Петербурге в первой половине 19 века число крестьян-отходников, бросавших свои семьи в деревнях и направлявшихся в растущий промышленный город на заработки для выплаты оброка помещикам и прокормления семьи.

    В 1843 г. в столице было более 63 тыс. помещичьих крестьян. Они нанимались на фабрики, в мастерские, прислугой к богачам, работали плотниками, каменщиками, штукатурами, мостили улицы и т. д. Условия их жизни были очень тяжелыми.

    Ремесленники (портные, столяры, сапожники, булочники, шорники и т. д.) на две трети состояли из пришлых крестьян. Значительную часть населения составляли мещане — основное постоянное население Петербурга. Это сословие не представляло собой целостной социальной группы; мещане занимались ремеслом, поденной работой, иногда — торговлей.

    В 1857 г. их было в Петербурге более 48 тыс. человек, что в четыре раза превышало цифру 1801 г. Личным трудом добывали себе пропитание и т. п. разночинцы — особая прослойка населения, выходцы из разных сословий, занимавшиеся умственным трудом (литераторы, художники, врачи, учителя и др.).

    Часть купцов начала вкладывать свои капиталы в промышленность. Купцы 1-й и 2-й гильдий играли главную роль в торговой жизни города и, несмотря на свою малочисленность, сосредоточивали в своих руках громадные средства. Купцы и разбогатевшие крестьяне составляли основу нарождавшейся петербургской буржуазии.

    В первой трети 19 века завершилось оформление основных архитектурных ансамблей Петербурга. Архитекторами А. Н. Воронихиным, А. Д. Захаровым, К. И. РоссиЮ В. П. Стасовым было осуществлено преобразование центра Петербурга.

    В 1806 — 1823 гг. по проекту Захарова построили новое здание Адмиралтейства, в 1819 — 1829 гг. было выстроено здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), в 1801—1811 гг. — Казанский собор (архитектор А. Н. Воронихин), в 1818 — 1858 гг. — Исаакиевский собор (первоначальный проект А. А. Монферрана), в 1828—1832 гг. — Александрийский театр (архитектор Росси), в 1829 — 1834 гг. — здания Сената и Синода (архитектор Росси), и др.

    Для регулирования и планировки застройки города в 1816 г. был создан Комитет для строений и гидравлических работ.

    Большой размах приняло частное строительство жилых домов.

    Далее: Городское управление и городское хозяйство Петербурга в первой половине XIX века.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос