Киббуцы
Киббуцы
Обычно российские туристы, приехав в Израиль и услышав слово «киббуц», тут же со знанием дела утверждают: понятно, что это такое - то же самое, что колхоз, и созданы киббуцы по его образу и подобию. Однако такая аналогия не вполне корректна.
Во-первых, евреи начали создавать киббуцы в Палестине в 1910-х гг., задолго до возникновения колхозов, поэтому колхоз никак не может быть образцом. Во-вторых, киббуцы создавались исключительно на добровольной основе. Насильно туда поселенцев никто не загонял, имущество у них не отбирал и в Сибирь за отказ присоединиться к коллективному хозяйству не ссылал.
К тому же киббуцы никогда не сталкивались с чудовищной бюрократией, свойственной колхозам. Здесь свято соблюдался принцип сменяемости руководства: сегодняшний руководитель завтра мог пойти работать наравне со всеми в поле, а на его место приходил другой член киббуца. Принципы добровольности объединения и сменяемости руководства сослужили добрую службу: киббуц оказался в десятки раз эффективнее своего неудачного российского собрата.
Выращенной и произведенной в киббуцах продукции - овощей, фруктов, мяса и молока хватило не только, чтобы прокормить постоянно увеличивающееся число репатриантов, но и чтобы отправлять эту продукцию на экспорт. Апельсины и мандарины, за которыми стояли советские граждане в длинных очередях в 1960-1970 гг., были выращены в основном в израильских киббуцах.
И все же некоторую связь киббуцев с российской общественной мыслью проследить можно. Первые евреи-репатрианты, приезжавшие в Палестину в основном из России, были людьми высокообразованными, читавшими и чтившими труды Л.Н. Толстого.
Толстовские идеи по созданию общественных крестьянских коммун, провалившись в России, нашли достойное применение в Израиле.