Хайфа

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Израиль.
  • Хайфа

    Город Хайфа расположен в 85 км к северу от Тель-Авива.

    Хайфа - третий по величине и значению город в Израиле, важный промышленный и культурный центр, а также крупнейший средиземноморский порт, расположенный на берегу Хайфского залива. Живописные городские районы раскинулись на склонах библейской горы Кармель (Mt. Carmel, протяженность около 25 км, высота более 500 м над ур.м.), представляющей собой хребет, вдающийся в море и образующий естественную бухту Акко (Akko).

    Этимология названия города до конца не выяснена. Распространены две версии: арамейск. [хейфа] - берег или иврит [хупа] - свадебный балдахин, на который похожа гора Кармель, нависающая над городом. Народная этимология связывает название со словосочетанием иврит [хоф] - берег и [яфе] - красивый.

    Часть городских районов расположена у подножия горы Кармель, Часть - на северном и западном ее склонах.

    Одна из бесспорных достопримечательностей Хайфы - метрополитен, единственный в Израиле. Хотя по принципу действия это не метро, а подземный фуникулер. Он построен в 1956 г., принял первых пассажиров в 1959 г., закрыт в 1986 г., реконструирован швейцарской фирмой Von Roll в 1992 г. Метро-фуникулер связывает нижнюю и верхнюю части города. На линии всего 6 станций (снизу вверх): Kikar Paris («Кикар Париз», Парижская площадь), Solel Boneh («Солелъ Боне»), Hanevi'im («А-Невиим»), Massada («Macca-да»), Golomb («Голомб») и Gan Ha'em («Ган-а-Эм», «Парк Матери»).

    Протяженность линии - 2 км. Линия однопутная, с небольшим двухпутным участком, позволяющим поездам разъехаться.

    Время в пути от одной конечной станции до другой - 6-8 мин. Если ехать по городу на автобусе, этот путь займет, как минимум, полчаса. Средняя глубина залегания станций - 16 м.

    Перепад высот между конечными станциями - 274 м. Средний угол наклона туннеля - 8°, максимальный - 27°.

    Наибольшая скорость движения поездов - 28 км/ч. На линии курсируют 2 поезда, в каждом из них 2 вагона. Вагоны необычной конструкции - «ступенчатые». Управление линией компьютеризированное, в каждом поезде присутствует машинист, но он лишь осуществляет местный контроль, а не ведет поезд. Вход в поезд всегда производится с одной стороны, выход - с другой (исключение - м. Golomb). Название станций указано на иврите, арабском, английском языках.

    Хайфское метро перевозит в среднем 2 тыс. чел. в день. Вместимость состава - 800 человек, но в реальности на поезде ездит не более 10-15 чел., поэтому метрополитен убыточен, и мэрия время от времени возобновляет разговоры о его закрытии. Летом 2006 г. во время ракетных обстрелов Хайфы, произведенных «Хезбаллой», метро служило для горожан бомбоубежищем и работало бесплатно. И последний факт. Хайфское метро как самое короткое в мире внесено в Книгу рекордов Гиннесса.

    Россияне обычно удивляются: «У нас есть линии и покороче». Есть - в Волгограде (4 станции) и Казани (5 станций).

    Но в Волгограде в строгом смысле слова не метро, а подземный скоростной трамвай, а Казанский метрополитен открылся совсем недавно, уже после Хайфского. К тому же оба российских проекта «не самые короткие», а пока что недостроенные.

    Основные события истории

    XIV в. до н.э. Маленькое поселение Тель-Абу-Хуам с портом, просуществовавшее на месте современной Хайфы до эллинистической эпохи.

    III-II вв. до н.э. Упоминаются уже два поселения: Шикмона на холме Тель-ас-Самак (араб, холм рыб) в южной части Хайфы, и Хейфа - в восточной части.

    70. После разрушения Второго Храма евреи, изгнанные из Иерусалима, стали селиться на Средиземноморском побережье. По некоторым источникам, именно тогда на месте небольших разрозненных поселений возник город.

    IV-VII вв. Византийский период. Хайфа - крупнейший центр по производству пурпура, изготавливаемого из раковин улиток.

    1100. Хайфу захватили крестоносцы, воспользовавшиеся помощью венецианского флота. Осада хорошо укрепленного города длилась 2 недели, и после небольшой передышки рыцари взяли Хайфу штурмом, разграбив ее и убив почти всех жителей.

    1155. Бертольд, крестоносец из Калабрии, основал на горе Кармель католический орден кармелитов.

    XII в., конец. Хайфа несколько раз переходила от крестоносцев короля Ричарда Львиное Сердце к Саладину и обратно, пока в 1187 г. Саладин не разбил их окончательно.

    1192. Заключен мирный договор, согласно которому Хайфа возвращена франкам.

    XIII в., середина. Французский король Людовик IX велел отстроить заново городские укрепления.

    1265. Хайфу завоевали мамелюки султана Бейбарса.

    1291. Мамелюки окончательно разрушили город и монастырь кармелитов.

    XIV-XVI вв. Маленькая рыбацкая деревенька на месте Хайфы.

    1516. Начало османского периода.

    XVII в., начало. Возрождение хайфского порта, связанное с оживлением торговли. Эмиры династии Турабей, правители окрестных земель, способствовали усовершенствованию порта.

    1631. Монахи-кармелиты получили разрешение от турецких властей на восстановление монастыря на горе Кармель.

    XVIII в., начало. Местный правитель, бедуинский шах Захир аль-Омар, сделал столицей Акко, после чего в Хайфе опять начался период упадка.

    1761. Захир аль-Омар восстал против турецкого правления. Турки осадили Хайфу. Чтобы предотвратить сдачу города, Захир аль-Омар приказал разрушить его до основания и завалить валунами рейд порта. Новый город основали в 2 км к югу от старого, в хорошо защищенном и удобном месте. Его территорию обнесли стенами (4,5 м) и построили крепость.

    XVIII в., конец. Экономический расцвет Хайфы. Стремясь увеличить численность населения, Захир аль-Омар велел раздать земли всем желающим. В городе сформировалась большая еврейская община. 1798. Хайфу посетил рабби Нахман из Брацлава - один из крупнейших духовных лидеров хасидов.

    1799, 15 марта. К стенам Хайфы подошли войска Наполеона, не встретившие никакого отпора. Они разместили в монастыре кармелитов больных и раненых солдат. Через некоторое время турки, узнав о резне, учиненной французами в Яффе, убили всех оставшихся в Хайфе раненых.

    1821. Правитель Галилеи Абдала-паша приказал разрушить монастырь кармелитов. Камень, взятый в монастыре, пошел на строительство виллы Абдалы-паши.

    1827. После вмешательства Франции и папы Пия VII кармелиты заложили новый монастырь на месте разрушенного. Его торжественное освящение состоялось в 1836 г., а открытие - в 1853 г.

    XIX в., середина. Дальнейшее развитие и укрупнение хайфского порта, связанное с наступившей «эрой пароходов». Порт в Хайфе оказался гораздо удобнее порта в Акко.

    1858. Начало строительства жилых районов за пределами Старого города.

    1868. Из Германии в Хайфу переселились члены христианской секты темплеров, основавшие Немецкий район. Они внесли большой вклад в развитие инфраструктуры города: появились мощеные дороги, гостиницы, мастерские, дома европейского образца, было налажено дилижансное сообщение Хайфа - Акко и Хайфа - Назарет.

    1880-е. Хайфа - главные морские ворота Палестины.

    XIX в., конец. Евреи составляли 1/8 населения города.

    1898-1899. Палестину посетил лидер сионистского движения Теодор Герцль. Он отметил большую роль хайфского порта в будущем еврейском государстве. В романе-утопии Герцля «Альтнойланд» описание Хайфы занимает центральное место в возрожденном Израиле.

    1900-е. Значительное увеличение численности еврейской общины за счет притока репатриантов, главным образом из России.

    1905. Хайфа присоединена к Геджасской линии ж/д Дамаск - Мекка.

    1912-1913. Построено здание Техниона (арх. А. Бервальд) - Израильского политехнического института.

    1918, сентябрь. Хайфу заняла британская армия.

    1919. Ж/д ветка Хайфа - Лод присоединена к линии Геджасской железной дороги Хайфа - Цемах - Дера (ныне на территории Сирии).

    1922. Население Хайфы - 25 тыс. чел., из них евреи - более 6 тыс.

    1924. Начался первый учебный сезон в Технионе. До этого его здание использовалось под госпиталь.

    1930-е, начало. Хайфа – крупнейший центр нелегальной эмиграции евреев в Эрец-Исраэль, прибывавших сюда из разных европейских стран, в том числе из нацистской Германии.

    1934. Завершено строительство большого современного порта Хайфы, вскоре приобретшего международное значение.

    1930-е, середина. Английский архитектор П. Аберкромби осуществил крупномасштабную перепланировку города, поделив территорию, протянувшуюся от юго-восточной части Хайфского залива до Акко, на регионы: промышленная зона, сельскохозяйственная зона и жилые районы - Кирьят-Хаим, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин и Кирьят-Ям (города-спутники Хайфы).

    1936-1939. Массовые арабские беспорядки в Хайфе.

    1939. Проложен нефтепровод из Ирака к Средиземному морю (к терминалу порта Хайфы), завершено строительство нефтеочистительного завода близ Хайфы.

    1948, 21-22 апреля. Внезапная эвакуация британских войск из Хайфы. После непродолжительного боя в город вошли отряды Хаганы. 47 тыс. арабов покинули Хайфу, 3 тыс. остались в городе.

    1950. Основан симфонический оркестр Хайфы.

    1950-е, начало. Частично реконструирован Нижний город, пострадавший во время Войны за независимость. Он стал деловым центром Хайфы. В порту сооружен элеватор (вместимость - 75 тыс. т) для хранения импортируемого зерна.

    1959. В Хайфе открыт единственный в Израиле подземный фуникулер (метро) «Кармелит».

    1961. Основан Хайфский городской театр.

    1963. Основан Хайфский университетский колледж, в 1970 г. получивший статус университета.

    1967. Построено высотное здание университета (арх. О. Нимейер). ставшее одним из городских символов.

    1970-е. Хайфский порт - второй грузовой порт страны (объем перевозок около 15 млн. т).

    1990-е, нач. Хайфа - один из крупнейших русскоязычных центров в Израиле, принявших репатриантов из России и стран СНГ.

    1992. Хайфа стала побратимом Одессы.

    1993. За год в порту Хайфы побывало 309 тыс. чел. - 82% прибывших в Израиль морским путем.

    1997. Построен деловой выставочный центр (Israel Commercial Center, ICC), второй по величине в Израиле.

    1990-е, конец. Хайфа заняла ведущие позиции в стране в области высоких технологий (hi-tech). В городе расположены крупнейшие в стране научно-исследовательские институты, занимающиеся инновациями.

    2006, июль-август. Террористы «Хезбаллы» обстреляли Хайфу ракетами. Среди горожан есть убитые и раненые. Все станции метро «Кармелит» работали как бомбоубежище.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос