Чудо схождения Благодатного огня

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Израиль.
  • Чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень

    Чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень - ежегодный ритуал, свершаемый в Великую субботу, накануне православной Пасхи.

    Считается, что первым очевидцем этого чуда был апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о воскресении Христа, Петр увидел внутри Гроба чудесный свет. Самое раннее письменное свидетельство очевидца схождения Благодатного огня относится к IV в. и записано церковным историком Евсевием Памфилом. Чтобы чудо свершилось, в церемонии непременно должны участвовать: патриарх Иерусалимской Православной церкви (только по его молитве сходит огонь), игумен и монахи лавры прп. Саввы Освященного, находящегося в 17 км от Иерусалима, а также местные православные арабы, приветствующие чудо криком, топаньем и барабанным боем. Несмотря на явное несоответствие такого «дикарского» поведения христианским традициям, греческие иерархи настаивают, что без арабского присутствия чуда не происходит. На протяжении веков ритуал неоднократно менялся.

    В наши дни сошествие Благодатного огня происходит между 13.00 и 15.00 по иерусалимскому времени.

    К 10.00 Великой субботы в храме тушат все свечи и лампады.

    После этого представители мэрии Иерусалима и полицейские проверяют, нет ли в Кувуклии источников огня, и опечатывают вход в нее большой восковой печатью. Около 13.00 начинается литания Благодатного огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Затем патриарх останавливается перед входом в Кувуклию, и его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляя в одном подризнике (считается, что эта процедура исключает возможность обмана). В Кувуклию входят двое - Иерусалимский патриарх и представитель Армянской церкви, однако последний остается в приделе Ангела.

    Патриарх же проходит ко Гробу Господню, где молится в одиночестве. Что происходит в дальнейшем, достоверно не известно. Через несколько минут (а иногда часов) патриарх передает из Кувуклии зажженные свечи - чудо свершилось. Верующие обычно видят «голубые, волнообразно нарастающие всполохи» («молнии»), сопровождающие схождение Благодатного огня, упоминают о самовозгорании лампад в храме и о том, что огонь особый - первые минуты пламя не обжигает.

    В последнее время, когда в России снова стала популярна уваровская триада «православие, самодержавие, народность», схождение Благодатного огня превратилось в событие мировой значимости с одной стороны, и в поп-шоу с другой: его транслируют в прямом эфире по ТВ, о нем рассуждают политики, за «частицей огня» в Иерусалим едет лично министр культуры...

    Однако стоит иметь в виду, что в XIX в., когда богословская культура в России была неизмеримо выше, чудо схождения принято было трактовать символически. Ведь истинная вера основывается не на чудесах, да и Господь, как справедливо заметила одна российская газета, не пиротехник.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос