Возвращение Андрея Боголюбского в Ростово-Суздальскую землю

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • К оглавлению: Жития святых
  • К оглавлению: «Свято-Боголюбский монастырь»

  • Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
  • Деяния и труды благоверного князя Андрея.
  • Поход на волжскую Болгарию.
  • Мученическая кончина святого князя.
  • Возвращение в Ростово-Суздальскую землю

    Сразу же после начала своего княжения в Вышгороде кн. Андрей стал просить отца отпустить его на родину в Ростово-Суздальский край, но кн. Юрий категорически отказал ему, не желая лишиться своего самого надежного и верного помощника. Князь Андрей стал молиться, прося, чтобы Господь Сам управил его судьбой. В это время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона была привезена из Царьграда дочерью византийского императора Константина Мономаха Ириной, матерью Владимира Мономаха. По другим источникам, ее привезла вторая жена Юрия Долгорукого византийская царевна Ольга.

    Многие жители рассказывали об этой иконе удивительные вещи: она несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе. Когда икону переставили в алтарь, она и там сошла с места, повернувшись лицом к выходу. Перед этой святыней часто ночами молился набожный князь Андрей Боголюбский, и совершаемые от иконы чудеса открыли ему волю Господню. Взяв с собой эту и еще несколько икон, семью и малую дружину верных людей, кн. Андрей выехал на родину, тайно, без отчей воли.

    Дорога была долгой и трудной, но Господь укреплял Своего избранника. Еще по пути от Киева до Москвы от иконы Божией Матери стали совершаться чудеса, записанные позднее княжеским духовником «попом Микулицей» в «Сказаниях о чудесах Владимирской иконы Пресвятой Богородицы». (Этой иконе впоследствии суждено было стать главной хранительницей и символом Святой Руси.) Но самое великое чудо произошло позднее. По дороге в Ростов, на десятой версте от г. Владимира кони, везшие чудотворную икону, внезапно остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Долго за полночь горел свет в княжеском шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы.

    Князь молился ночью перед чудотворной иконой, когда перед ним в неизреченном сиянии предстала Сама Пречистая Богородица и рекла: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави». Избранник Божией Матери в благоговейном трепете упал на колени, готовый в это же мгновение выполнять Небесное повеление.

    А спустя три года, в 1158 году, на указанном Царицей Небесной месте построены были благоверным Андреем княжеский замок, храм Рождества Богородицы, «украшенный золотом и драгоценными каменьями и Блистающий Благолепием, аки храм царя Соломона во Иерусалиме», и заложен был город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины. Тогда же, в память о чудесном явлении ему Богородицы, князь Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня (1 июля н.ст.).

    Названная Боголюбской (или Боголюбивой), она прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями. Для привезенной им с собой чудотворной иконы он воздвиг во Владимире великолепный храм Успения Божией Матери. В течение трех веков икона, получившая название Владимирской, была бесценным сокровищем этого главного русского храма, а в конце XV в. она была торжественно передана в Москву. (Сейчас эта древняя святыня хранится в церкви Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.)

    Далее: Деяния и труды благоверного князя Андрея
    В начало